Антонио Гауди. От студенческих чертежей до планов Саграда Фамилиа


Наследие легендарного каталонского архитектора можно будет увидеть в Московском музее современного искусства


Дворец Гуэля. Терраса на крыше. ©Palau Güell - Diputació de Barcelona

Антонио Гауди. Фрагмент керамичекой мозаики из Парка Гуэля. Известняк, песок, цемент. Ок. 1903. Фото: Гилем Фернандез-Уэрта

Джоан Алсина. Дворец Гуэля: фрагмент чертежа. Литография, 1910. К выставке Гауди в Салоне изящных искусств, Париж.

Фотопортрет Антонио Гауди для участия в Международной выставке в Барселоне, 1888. Муниципальный институт музеев в Реусе

Дом Мила. Макет. Гипс, 145.4 × 240 × 180 cм. Фонд Каталонии, Барселона. Фото: Андрэ Флайзер

Антонио Гауди на стройке Саграда Фамилия. Автор неизвестен. Черно-белая репродукция с негатива, 1916 г.

Антонио Гауди. Скамейка в интерьер квартиры, Дом Кальвет. Дуб, ок.1900. Из частного собрания, Барселона. Фото: Изабель Казанова

Шпили собора Саграда Фамилиа ©Basílica de la Sagrada Familia

Более 150 экспонатов рассказывают о каталонском архитекторе Антонио Гауди (1852–1926), которого почитают в России не меньше, чем на родине. В его честь и по его мотивам у нас делают интерьеры ресторанов. Турагентства строго наставляют: если вы едете в Барселону, то, бросив чемоданы в отеле, бегите смотреть Гауди. Почувствуйте грандиозность собора Саграда Фамилиа, который начали строить в 1882 году и не завершили до сих пор. Рассмотрите интерьеры дома Мила, поднимитесь на крышу: таких биоморфных дымоходов больше нет нигде.

У нас Гауди оценили еще во времена СССР. В 1980 году состоялась его выставка в Москве, через шесть лет вышла монография барселонского профессора Нонеля Бассегоды, написанная специально для советских поклонников Гауди. Скромное издание мгновенно исчезло с прилавков. Редактор книги, историк архитектуры Вячеслав Глазычев в послесловии пишет: «В этой архитектуре куда больше карнавальной мистерии, чем духа покорности, больше гимна природе, чем самоуничтожения человека. Магии здесь больше, чем религии, и архаический эпос одержал верх над христианским вероучением. Гауди — это не органическая, а органичная архитектура, не имитация созданного природой, а подражание ее творящей силе. Гениальность тем отличается от выдающегося таланта, что не находит себе выражения в методе. Его метод неотделим от его личности».

Из 17 зданий, построенных по проектам Гауди, семь входят в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Это то же самое, что показать семь фильмов на Каннском кинофестивале и получить за три из них «Золотые пальмовые ветви». Гауди обычно причисляют к модерну с обязательной оговоркой, что он особый, сюрреалистический. Неслучайно архитектором восхищался молодой Сальвадор Дали, хотя к тому времени модерн уже вышел из моды. Но им восхищался и Оскар Нимейер, звезда функционализма.Выставка создана на материалах архивов,

только специалистам, а также дома-музея Гауди в парке Гуэль, собора Саграда Фамилиа, фондов домов Мила, Батльо и Висенс, построенных по проектам Гауди. Каждой из этих построек посвящен специальный раздел выставки. В итоге получился «весь Гауди»: от студенческих чертежей до планов Саграда Фамилиа. Двадцать большеформатных фотографий Адольфа Маса из собрания Каталонского колледжа архитектуры показывают посмертную выставку Гауди в 1927 году. А Испанский архив кино предоставил фильм, снятый в 2008 году к открытию выставки «Дали и Гауди» в парке Гуэль.

Московский музей современного искусства (ММСИ)
Antoni Gaudí. Barcelona
24 мая — 10 сентября
http://www.theartnewspaper.ru/posts/4536/

Комментариев нет:

Отправить комментарий