Маренго и Визирь: Любимые жеребцы Наполеона Бонапарта



Наполеон Бонапарт верхом на своих любимых лошадях.
В истории и памяти людей навсегда останется имя великого полководца, императора Франции Наполеона Бонапарта. Его обычно изображают как волевого человека в двухугольной шляпе. А чтобы подчеркнуть его величие – еще и на коне. За 14 лет правления Наполеона I он использовал около 130 лошадей, во время битв более двадцати раз животные погибали под ним. О самых известных императорских лошадях и пойдет дальше речь.



Раненый Наполеон в битве при Регенсбурге. Пьер Готеро. | Фото: pro100-mica.livejournal.com.



Бонапарт у египетских пирамид. Антуан Гро. | Фото: pedportal.net.
Император Франции Наполеон Бонапарт предпочитал не огромных породистых лошадей, как его офицеры, а маленьких и проворных. И это не связано со слишком маленьким ростом Наполеона, что, как известно, является историческим мифом. Скорее всего, он просто не был хорошим наездником. Ведь ездить верхом Великий Корсиканец научился только в военном училище уже во Франции. Известно, что современники пренебрежительно отзывались о верховых качествах императора, что он постоянно падал с самых смирных животных. Лошадей для него выбирали небольших, смирных, таких, что выдержат не шелохнувшись, удары хлыстом, барабанный бой, выстрелы и взрывы.




Бонапарт на перевале Сен-Бернар. Жак-Луи Давид, 1801 год. | Фото: commons.wikimedia.org.
Самый известный портрет Наполеона верхом на коне – знаменитая картина «Бонапарт на перевале Сен-Бернар» Жака-Луи Давида (Jacques-Louis David). Лошадь встает на дыбы на фоне горного ландшафта, а красный плащ императора развивается, как грива у коня. Романтическая картина изображает Наполеона великим военачальником, равного Ганнибалу и Кару Великому, чьи имена высечены на камне в нижней части полотна.




Маренго – самый знаменитый конь Наполеона Бонапарта. Ануан-Жан Гро. | Фото: fr.wikipedia.org.



Наполеон во время битвы при Ваграме 6 июля 1809 г. Орас Верне. | Фото: pro100-mica.livejournal.com.
Пожалуй, самая известная лошадь императора – арабский скакун Маренго. Невысокий (1,4 метра в холке) жеребец светло-серого цвета был взят как трофей во время Египетского похода в 1799 году. Эту лошадь назвали в честь битвы при Маренго, которую Бонапарт решительно выиграл. В дальнейшем, жеребец участвовал в сражениях при Аустерлице (1805), Йене (1806) и Ваграме (1809). В 1815 году в сражении при Ватерлоо император был верхом на Маренго с семи утра до десяти часов вечера. Раненое животное было оставлено на ферме, где его захватили англичане и увезли в качестве трофея к себе на острова. Маренго пережил Великого Корсиканца, он пал в возрасте 38 лет, в 1832 году.




Скелет Маренго в музее Королевской военной академии в Сандхерсте. | Фото: fr.wikipedia.org.



Арабский жеребец Визирь. Картина Pierre Martinet. Фото: culture.gouv.fr.



Наполеон I в 1814 году. Жан-Луи-Эрнест Месонье, 1862 год. | Фото: pinterest.com.



Отступление Наполеона из Москвы. Адольф Нортен, 1851 г. | Фото: ru.wikipedia.org.
До последних дней Наполеона во Франции его сопровождал арабский серый в гречку жеребец Визирь, дружеский подарок от султана Османской империи. Он был с императором в битве при Прейсиш-Эйлау (1807) и в походе на Россию 1812 года. Он же сопровождал Наполеона в ссылке на Эльбу и затем во время «Ста дней».




Исператорский конь Визирь в Музее армии (Париж). | Фото: fr.wikipedia.org.



Императорское тавро на Визире. | Фото: atlasobscura.com.
Насколько это известно, Визирь - единственная из лошадей Наполеона, чучело которой сохранилась до наших дней. Оно побывало в музее в Манчестере, в Лувре, а после войны 1870 года его переместили в Музей армии в Париже. В доказательство того, что это именно Визирь, на бедре коня стоит императорское клеймо: «N», увенчанное короной.




Портрет Наполеона на острове Святой Елены. Pichat Olivier. | Фото: themiscyra.wordpress.com.
Даже после смерти, Визирь остается самым близким животным императора. Музей, где он находится, располагается в нескольких минутах ходьбы от величественной гробницы Наполеона в Доме инвалидов.
Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/010217/33275/

Комментариев нет:

Отправить комментарий