В Британской библиотеке оцифровывают карты

В том числе главный экспонат картографической коллекции короля Георга III — атлас Кленке, второй по величине атлас в мире. Уже в конце года его можно будет полностью увидеть в Интернете






Британская библиотека проделала четверть работ по повторной каталогизации, оцифровке и консервации коллекции короляГеорга III (1738–1820), насчитывающей 50 тыс. единиц хранения. В число объектов, цифровые копии которых планируется создать, входит и второй по величине (1,8х2,3 м) атлас мира.

В атлас Кленке, названный по имени нидерландского торговца сахаром Йохан­неса Кленке, преподнесшего его Карлу IIв 1660 году по случаю реставрации монархии в Англии, входит 41 крупномасштабная карта. Все они созданы в 1620–1630-е годы — в период золотого века нидерландской картографии. Изначально предполагалось, что карты повесят на стену, но их сшили в огромную книгу.

Куратор отдела антикварных карт Британской библиотеки Том Харпер называет этот атлас «самым важным предметом в коллекции карт Георга III», насчитывающей 4,5 млн единиц хранения. «Он абсолютно непрактичный, претенциозный и при этом совершенно потрясающий», — говорит Харпер, добавляя, что Карлу II атлас пришелся явно по душе, так как Кленке посвятили в рыцари и заключили с ним ряд договоров концессии относительно его сахарных плантаций в Голландской Бразилии.

Огромная книга с картами в том числе всех сахарных плантаций в Суринаме XVII века хранилась в кабинете редкостей. В 1950-х годах ее снабдили колесиками, чтобы «можно было перекатывать с места на место».

После оцифровки атлас Кленке и другие карты из коллекции Британской библиотеки будут доступны онлайн на ее специальном сайте. «На самом деле создать высококачественное цифровое изображение карты такого размера очень сложно, — рассказывает Харпер. — Сначала нужно сделать серию отдельных снимков, затем соединить их друг с другом».

Спонсором оцифровки атласа и еще 80 книг выступил лондонский дилер редких книг и карт Дэниел Крауч. «В атласе Кленке и топографической коллекции Георга III содержится масса уникального в смысле сохранности и содержания материала, — говорит Крауч. — Этих карт просто больше нигде нет, или же они сохранились лучше любых других известных экземпляров». Он подчеркивает, что, хотя «дело это не кажется значительным или жизненно важным, в действительности как раз таким оно и является». «Ведь это ресурс, который будет использоваться в будущем и сделает фонды Британской библиотеки доступными для всех», — считает он.

По словам Тома Харпера, библиотека уже собрала «приличную сумму» на проект, но требуется еще £500 тыс. Некоторые карты, как, например, китайские панорамы и ранние картографические материалы из Флориды, крайне хрупки, перед оцифровкой они нуждаются в реставрации и консервации.

ФЕЛИКС ШЛЕЗИНГЕР (FELIX SCHLESINGER).


 Родился Felix Schlesinger в 1833 году в Германии, умер в 1910. 
картины Felix Schlesinger – 02
картины Felix Schlesinger – 03картины Felix Schlesinger – 04картины Felix Schlesinger – 05картины Felix Schlesinger – 06картины Felix Schlesinger – 07картины Felix Schlesinger – 08картины Felix Schlesinger – 09картины Felix Schlesinger – 10картины Felix Schlesinger – 11картины Felix Schlesinger – 12

«Поверженный демон» Михаила Врубеля

В начале 1902 года, пожалуй, одна из самых известных картин Михаила Врубеля — «Демон поверженный» — была показана публике в Санкт-Петербурге на выставке «Мир искусства». Незадолго до этого события окружающие стали замечать у художника симптомы психического расстройства. Воспоминания друзей и родных позволяют восстановить хронологию последних, скорбных лет жизни Михаила Врубеля, о котором даже его лечащий врач — психиатр Усольцев — писал: «Он умер тяжко больным, но как художник он был здоров, и глубоко здоров».
«Поверженный демон» Михаила Врубеля

«Поверженный демон» Михаила Врубеля
1901 год был отмечен крупным семейным событием — у Михаила Александровича Врубеля и его супруги Надежды Ивановны родился сын. Пара готовилась к этому событию очень весело, им казалось, что рождение ребенка не помешает их элегантной и светской жизни, они фантазировали, как уже с ребенком поедут за границу выставлять «Демона».
«Поверженный демон» Михаила Врубеля
Супругов ждало страшное огорчение — мальчик родился с раздвоенной верхней губкой, это глубоко поразило Михаила Врубеля. С того самого момента его близкие и знакомые стали замечать, что с художником происходит что-то неладное.
«Поверженный демон» Михаила Врубеля
Врубель пишет портрет сына, которого назвали Саввой, причем придает его облику то выражение крайней тревоги, которую, вероятно, переживает он сам.
«Поверженный демон» Михаила Врубеля
В начале 1902 года картина «Демон поверженный» была показана публике в Санкт-Петербурге на выставке «Мир искусства». Вот что о той выставке вспоминает сестра жены Врубеля, Екатерина Ивановна Ге: «Михаил Александрович, несмотря на то, что картина была уже выставлена, каждый день с раннего утра переписывал ее, и я с ужасом видела каждый день перемену. Были дни, что “Демон” был очень страшен, и потом опять появлялись в выражении лица Демона глубокая грусть и новая красота… Вообще, несмотря на болезнь, способность к творчеству не покидала Врубеля, даже как будто росла, но жить с ним уже делалось невыносимо».
«Поверженный демон» Михаила Врубеля
В марте 1902 года Михаил Врубель впервые был помещен в частную психиатрическую лечебницу. В картине болезни художника преобладали идеи собственного величия, наступил период столь сильного возбуждения, что на полгода прервались свидания даже с самыми близкими людьми — женой и сестрой.
«Поверженный демон» Михаила Врубеля
В сентябре того же года Врубеля перевезли в клинику психиатра Сербского, перевезли в одном пальто и шляпе, даже без белья, так как говорили, что он уничтожил все свои вещи.
«Поверженный демон» Михаила Врубеля
В этой больнице дело пошло гораздо лучше, он писал совершенно логичные письма родным, а по совету доктора стал вновь заниматься живописью.
«Поверженный демон» Михаила Врубеля
18 февраля 1903 года Михаил Врубель вышел из клиники, но был очень грустным, а к апрелю совсем «расклеился»: часто плакал, тосковал, говорил, что никуда не годен, работать вовсе не мог, хотя ему предлагали разные заказы.
«Поверженный демон» Михаила Врубеля
3 мая 1903 года случилось несчастье — умер Саввочка, единственный ребенок Врубелей. Перед лицом этого горя Михаил Александрович вел себя очень мужественно, лично занялся организацией похорон, старался поддержать жену, которая была в отчаянии.
«Поверженный демон» Михаила Врубеля
После похорон сына Врубели уехали в свое имение под Киевом, там художник стал сильно нервничать, требовал, чтобы его скорее везли в лечебницу. Кто-то посоветовал определить Врубеля в одну из психиатрических клиник Риги.
«Поверженный демон» Михаила Врубеля
На этот раз болезнь была совершенно другого характера: от мании величия не осталось и следа, напротив, ее сменило полное угнетение. Врубель был уныл и грустен, считал себя ничтожеством и хотел лишиться жизни.
«Поверженный демон» Михаила Врубеля
Осенью сестра художника перевезла его из Риги в Москву. В московской клинике он стал рисовать очень удачные портреты больных, но мысли его путались, Врубелю казалось, что и жена, и сестра тоже являются пациентами психиатрической больницы.
«Поверженный демон» Михаила Врубеля
Рисунки, сделанные в клинике, были представлены на выставке московских художников, в них не было видно и тени болезни.
«Поверженный демон» Михаила Врубеля
В этот период Врубель написал картину «Шестикрылый Серафим», изображающую ангела с горящей лампадой, очень красивую вещь, выполненную жгучими и яркими красками.
«Поверженный демон» Михаила Врубеля
К весне 1904 года художнику было так плохо, что врачи и родственники думали, что он не доживет до лета, хотели везти его за границу, но потом оставили эти планы. На лето московские клиники закрывались, поэтому психиатр Сербский посоветовал поместить Врубеля в недавно открытую в окрестностях Москвы лечебницу психиатра Усольцева.
«Поверженный демон» Михаила Врубеля
Больные в этой лечебнице жили вместе с семьей доктора и пользовались большой свободой.
«Поверженный демон» Михаила Врубеля
Переезд в клинику Усольцева оказал удивительную пользу: Врубель стал есть (до этого он отказывал себе в пище, считая себя недостойным еды), мысли его прояснились, он рисовал, писал письма родным и друзьям, а через два месяца настолько поправился, что вернулся домой.
«Поверженный демон» Михаила Врубеля
После выписки художника из лечебницы Врубели переехали в Петербург, где Михаил вел жизнь абсолютно здорового человека: он снял квартиру, провел в ней электричество и очень много работал.
«Поверженный демон» Михаила Врубеля
В этот период Врубель начал писать свою удивительную «Жемчужину», которая сейчас находится в коллекции московской Третьяковской галереи.
«Поверженный демон» Михаила Врубеля
К началу 1905 года жена стала замечать у Михаила Врубеля сильное возбуждение, он стал несговорчивым, раздражительным, непомерно тратил деньги на совершенно ненужные вещи. Жене художника пришлось «выписать» из Москвы психиатра Усольцева, который увез Врубеля в свою московскую лечебницу.
«Поверженный демон» Михаила Врубеля
Усольцев действовал на больного успокаивающе. Оказавшись в клинике, Врубель начал спать, а бессонница всегда была одним из опасных симптомов его болезни. Родственники надеялись, что на этот раз болезнь не будет продолжительной, увы, но они ошиблись — возбуждение в очередной раз сменилось угнетением.
«Поверженный демон» Михаила Врубеля
Несмотря на болезнь, Врубель не прекращал работать: он нарисовал портрет всей семьи Усольцевых, многих больных и поэта Брюсова, который навещал художника.
«Поверженный демон» Михаила Врубеля
Брюсов оставил очень интересные воспоминания о своей первой встрече с Михаилом Врубелем, состоявшейся в клинике Усольцева: «Правду сказать, я ужаснулся, увидев Врубеля. Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке. У него было красноватое лицо; глаза — как у хищной птицы; торчащие волосы вместо бороды. Первое впечатление: сумасшедший! После обычных приветствий он спросил меня: “Это Вас я должен писать?” И стал рассматривать меня по-особенному, по-художнически, пристально, почти проникновенно. Сразу выражение его лица изменилось. Сквозь безумие проглянул гений».
«Поверженный демон» Михаила Врубеля
Когда Врубель писал Брюсова, окружающие стали замечать, что у него происходит что-то странное с глазами, художник вынужден был подходить очень близко, чтобы разглядеть модель. Новое страдание шло с ужасающей быстротой, кончив портрет Брюсова, Врубель почти не видел своей работы.
«Поверженный демон» Михаила Врубеля
Михаил Врубель понимал весь ужас своего положения, художник, мир которого был сказочно прекрасен, — теперь почти слепой… Он стал отказываться от еды, говоря, что если он будет голодать 10 лет, то прозреет и рисунок у него будет необыкновенно хорош.
«Поверженный демон» Михаила Врубеля
Несчастный художник теперь стеснялся знакомых, он говорил: «Зачем им приходить, я ведь их не вижу».
«Поверженный демон» Михаила Врубеля
Внешний мир все меньше соприкасался с Михаилом Врубелем. Несмотря на все старания его сестры и жены, которые регулярно навещали художника, он погружался в мир собственных грез: рассказывал что-то вроде сказок, что у него будут глаза из изумруда, что он создал все свои произведения во времена Древнего мира или эпохи Возрождения.
«Поверженный демон» Михаила Врубеля
Последний год жизни Врубель все настойчивее отказывался от мяса, говоря, что не хочет есть «убоины», так что ему стали сервировать вегетарианский стол. Силы постепенно покидали художника, иногда он говорил, что «устал жить».
«Поверженный демон» Михаила Врубеля
Сидя в саду в свое последнее лето, он как-то сказал: «Воробьи чирикают мне — чуть жив, чуть жив». Общий облик больного становился как бы утонченнее, одухотвореннее.
«Поверженный демон» Михаила Врубеля
Врубель шел к концу с полным спокойствием. Когда у него началось воспаление легких, перешедшее затем в скоротечную чахотку, он воспринял это спокойно. В последний сознательный свой день, перед агонией, Врубель особенно тщательно привел себя в порядок (сам причесался, вымылся с одеколоном), горячо поцеловал руки жены и сестры и больше уже не разговаривал.
«Поверженный демон» Михаила Врубеля
Только ночью, ненадолго придя в себя, художник сказал, обращаясь к человеку, который за ним ухаживал: «Николай, довольно уже мне лежать здесь — поедем в Академию». В этих словах было какое-то предсмертное пророческое предчувствие: уже через сутки Врубель в гробу был торжественно привезен в Академию Художеств — свою alma mater.
«Поверженный демон» Михаила Врубеля
Закончить рассказ хочется словами психиатра Усольцева, который как никто другой ценил Михаила Врубеля, понимая всю сложность его гениальной личности: «Часто приходилось слышать, что творчество Врубеля — больное творчество. Я долго и внимательно изучал Врубеля, и я считаю, что его творчество не только вполне нормально, но так могуче и прочно, что даже ужасная болезнь не могла его разрушить. Творчество было в основе, в самой сущности его психической личности, и, дойдя до конца, болезнь разрушила его самого… Он умер тяжко больным, но как художник он был здоров, и глубоко здоров».
«Поверженный демон» Михаила Врубеля

Материал подготовлен при поддержке Центра пропаганды и развития творчества людей, страдающих психическими расстройствами, Дарьи Евсеевой evseeva-centre.ru

Источник

15 закулисных секретов реставраторов, о которых знают только посвящённые



Современные реставраторы. фото: mentalfloss.com

Ничто не вечно в подлунном мире, и бесценные произведения искусства, созданные великими мастерами прошлого, время тоже не щадит. Но к счастью усилиями опытных реставраторов картины, скульптуры, фрески возвращаются к жизни. О там, как это удаётся людям, которые работают с бесценными шедеврами, и пойдёт речь в нашем обзоре.


1. Современное искусство восстановить сложнее, чем работы старых мастеров




Современные материалы непредсказуемы. фото: mentalfloss.com

С первого взгляда можно было бы подумать, что многовековые картины, с их слоями накопленной грязи, восстановить труднее, чем работы, сделанные намного позже. Но Барбара Бертиери, реставратор картин в Нью - Йорке, утверждает, что это не так. Работы старых мастеров всегда исполнялись определенным образом и для них выбирались определенные краски и холсты.

Именно поэтому реставраторы хорошо знакомы с этими техниками, равно как и со способами восстановления их. Современное искусство может быть гораздо более непредсказуемым и включать в себя все виды материалов. Никогда не знаешь заранее с чем столкнешься.


2. Рынок искусства


Реставратор скульптур. фото: caoinform.ru

Стив Татти, реставратор скульптур в Манхэттене, рассказал, что к нему обращаются самые разнообразные клиенты: от музеев до частных коллекционеров до городских муниципалитетов. Все чаще, по его словам, восстановление заказывают частные коллекционеры, которые стремятся заработать на своих инвестициях, а не крупные учреждения.

Также очень участились случаи, когда реставрацию заказывают для последующей продажи предмета искусства с аукциона, чтобы поднять цену на лот. В последние 10-15 лет открылся целый новый арт-рынок — индийский. Произошло это в связи с ростом индийской экономики и, соответственно, возобновившимся интересом к искусству.


3. Природный фактор


Исследование изменений от... фото: spbiir.ru

Часто реставраторам приносят работы, сильный ущерб которым был нанесен в результате стихийных сил. При восстановлении подобных предметов специалистам приходится оценивать изменения цвета, которые произошли вследствие изменения влажности, температуры, света и возраста.


4. Человеческий фактор


Аукционные дома — постоянные клиенты реставраторов. фото: mentalfloss.com

Ошибки случаются всегда, но особенно они плачевны, когда случаются с произведениями искусства стоимостью тысячи или миллионы долларов. Из-за высокого оборота в аукционных домах иногда происходят несчастные случаи, когда повреждаются бесценные картины и статуи. Из-за этого аукционные дома — постоянные клиенты реставраторов.


5. Правильное освещение


УФ - наглядный пример. фото: kharkov-online.com

На реставрированных работах, которые отлично смотрятся при одном типе освещения, при другом освещении могут быть заметны огромные недостатки. Поэтому реставраторы всегда рассматривают свою работу под разнообразнейшими искусственными и естественными источниками освещения и со всевозможных ракурсов. Еще одним важным инструментом реставратора является УФ-лампа, ведь свет в ультрафиолетовом диапазоне заставляет большинство органических материалов флуоресцировать.


6. Инструментарий


Инструменты реставратора живописи. фото: dumskaya.net

Помимо обычных художественных орудий, таких как кисти и краски, а также высокотехнологичных устройств, таких как ультрафиолетовое излучение, инфракрасный свет, и рентген, реставраторы также заимствуют инструменты из прочих областях. К примеру, используются скальпели, капельницы и зажимы из медицины, скобы из стоматологии, пинцеты из ювелирного дела и т. д.


7. Иногда лучший инструмент — его отсутствие


Российская академия живописи. Факультет реставрации живописи. фото: pictures11.ru

Знания и интуиция реставратора могут быть самым лучшим инструментом. Лучшими специалистами считаются те, которые полагаются в первую очередь на свои чувства.


8. Иногда лучше оставить все, как есть


Пример удачной реставрации. фото: vatikam.com

Каждый квалифицированный реставратор знает, когда лучше не вмешиваться. Они подчеркивают, что если переусердствовать с отбеливанием, то это может испортить всю картину. Также нужно крайне осторожно наносить лак для защиты картины, ведь он изменяет насыщенность цветов.


9. Большинство реставраторов много времени проводят в одиночестве


Реставраторы предпочитают одиночество. фото: cityreporter.ru

В то время как работа дилера включает в себя много взаимодействия с клиентами, работа художника-реставратора проходит наедине с произведениями искусства. Зачастую реставраторы просто одержимы своей работой.


10. Их работа может представлять опасность


Ацетон, скипидар и уайт-спирит. фото: tealexcitynix.tumblr.com

Хотя в последнее время использование таких материалов идет на убыль, художественные реставраторы всегда использовали опасные растворители и другие вещества. Обычно люди этой профессии мыли руки в ацетоне, скипидаре и уайт-спирите, что зачастую раздражало или повреждало кожу, легкие и слизистые оболочки.


11. Нестандартные условия работы


Настенные росписи в аэропорту имени Джона Кеннеди. фото: itanews.ru

Иногда рабочее место реставратора может быть очень нестандартным. К примеру, при восстановлении настенных росписей в аэропорту имени Джона Кеннеди реставраторы работали, вися в воздухе на люльках. Ведь каждая фреска весила по тонне, а ее размеры составляли 5х15 метров. При этом росписи никак нельзя было сначала демонтировать со стены.


12. Иногда реставраторы обнаруживают подделки


Копия 19-го века. фото: trilulilu.ro

Иногда реставраторы обнаруживают во время работ то, что картины, которые веками считали оригиналами, являются качественными подделками. К примеру, при обновлении коллекции из семнадцати картин 15-го века пера Рафаэля, Рубенса, Тициана и других знаменитых художников при рентгеноскопии обнаружилось, что это копии 19-го века.


13. Иногда реставраторы создают подделки


Дело нехитрое,были-бы краски да кисти... фото: mentalfloss.com

Иногда лучший способ защитить ценные произведения искусства, которые выставляются публично, это разместить их в закрытом помещении. Многие учреждения и муниципалитеты, особенно в Европе, приняли решение разместить оригинальные работы в более защищенных условиях, а публично выставить копию из морозостойких материалов. Эти копии делают как раз профессиональные реставраторы.


14. Отсутствие публичности


Иван Грозный убивает своего сына. фото: dz-online.ru

Работа опытного реставратора часто "невидима" для всех, происходит глубоко за кулисами и направлена на удаление ущерба, нанесенного предмету искусства. При этом на сам рисунок не обращают внимания. Картина Репина «Иван Грозный убивает своего сына» пострадала от трёх ударов ножом.


15. Лучшие клиенты — те, кто любит искусство


Ценитель искусства. фото: voin_vetra.photosight.ru

В то время как сегодня предметы искусства все больше становятся обычным товаром, есть еще коллекционеры, которых движет любовь к самому искусству. Именно эти коллекционеры — лучшие клиенты реставраторов, ведь они относятся к этим специалистам, как к тем, кто "спасает их сокровища". 

Источник: http://www.kulturologia.ru/