La Bella Principessa: рисунок, приписываемый Леонардо, продолжает хранить свои тайны

23/05/2016
Хвастовство фальсификатора Шона Гринхэлга (Shaun Greenhalgh) о том, что именно он сделал этот рисунок может быть фантазией, но и утверждение о том, что работа принадлежит великому Леонардо, вызывает не меньше сомнений у экспертов.
“Посмотреть на некоторые из моих работ начала 1980-х — конца 1970-х годов, время, когда, я думаю, я сделал свои лучшие картины, хотя был ещё совсем молодым, всегда приятно. Они выглядят лучше, чем я их запомнил”. Этим невинным отрывком из своих мемуаров «Повесть фальсификатора» (A Forger’s Tale) Шон Гринхэлг открыл новую главу обсуждений вокруг La Bella Principessa, рисунка, известного благодаря своей скандальной истории на весь мир.
После того, как ряд экспертов установили авторство Леонардо да Винчи в 2010 году, Гринхэлг вдруг объявил , что рисунок — его рук дело. Заявление фальсификатора выглядело весьма убедительно, особенно на фоне бесконечных претензий и споров по поводу атрибуции рисунка.

Индустрия фальсификаторов

Гринхэлг, человек из Болтона, на севере Англии, буквально ошеломил мир своими подделками. В 2007 году он был приговорён к тюремному заключению, где и начал работу над своей книгой. Опубликованная в декабре прошлого года, написанная легко и с юмором, она рассказывает историю стеснительного молодого человека, большого изобретателя и технического гения, который продавал местным дилерам убедительные имитации, даже не понимая того, что впоследствии они будут перепроданы как оригиналы по гораздо более высокой цене.
Поразительное разнообразие его работ было обнародовано в ходе судебного разбирательства. Но новость о ещё одном «шедевре», тем не менее, стала для всех большой неожиданностью. Гринхэлг пояснил, что решил обнародовать своё авторство после прочтения книги «La Bella Principessa: история нового шедевра Леонардо да Винчи» (La Bella Principessa: the Story of the New Masterpiece by Leonardo da Vinci), написанной Мартином Кемпом (Martin Kemp). Он был поражён, увидев свою собственную работу на обложке и шокирован оценкой в 150 млн долларов США, данной рисунку. “Я нарисовал его в 1978 году, когда работал в «Co-Op» [сеть супермаркетов] в Болтоне,” — рассказывает Гринхэлг. Моделью, по его словам, стала девушка по имени Салли, которая работала вместе с ним. Может ли итальянская принцесса Леонардо оказаться на самом деле девушкой Салли из «Co-Op»? К сожалению, несмотря на широкое освещение в британской прессе, ни одна фотография упомянутой молодой леди не была опубликована, а само её участие в этой истории не было подтверждено никем, кроме самого Гринхэлга.
По словам Гринхэлга, он нарисовал La Bella Principessa в возрасте 16 или 17 лет, на довольно большом куске пергамента, который нашёл в местном антикварном магазине. “Первое, что нужно было сделать – состарить основу”, — пишет Гринхэлг. Пергамент выглядел слишком «новым» для чего-нибудь старого, поэтому он сделал рисунок на его обратной стороне. “Текстура хорошо видна именно на обратной стороне,” — утверждает он. Фальсификатор затонировал основу, а сам рисунок выполнил при помощи чёрного, белого и красного натуральных пигментов. Он утверждает, что не был вдохновлен «какой-либо конкретной работой», но признаёт, что пытался сделать «немного под Леонардо». Так как да Винчи был левшой, Гринхэлг повернул холст по часовой стрелке, чтобы выполнить штриховки (техника, известная фальсификаторам на протяжение многих столетий). Это своё произведение Гринхэлг отнес дилеру в Хэррогейте в 1978 г.
В своей книге фальсификатор указывает на свои же собственные ошибки: “Несмотря на то, что я не профессор Оксфорда, я мог бы перечислить бесчисленное количество причин, почему этот рисунок не мог бы принадлежать Леонардо”. Кемп же, чье положение в Оксфорде настолько впечатлило Гринхэлга, находит “это необыкновенное предположение очень забавным… Нас просят поверить, что 17-летний самоучка был способен на такую утонченную работу.”
Соавтор книги Кемпа, Паскаль Котт (Pascal Cotte), называет историю фальсификатора «неумелой» и утверждает, что “он почерпнул данные из нашей книги, но пропустил часть информации”, опубликованной в итальянском издании. “Например, он не упоминает жёлтый пигмент, смешанный с аравийской камедью основного слоя, или свинцово-белые блики.” Котт также подсчитал количество мышц, задействованных при рисовании, чтобы продемонстрировать, что линии будут отличаться в том случае, когда штриховка сделана левой или правой рукой.

Противоречивые факты

Что ещё важнее, факты Гринхэлга противоречат истории, рассказанной предыдущим владельцем рисунка, Дженни Мачинг (Jeanne Marchig), которая передала его Christie’s в 1998 году. Она утверждала, что унаследовала шедевр от своего мужа Джаннино Мачинга (Giannino Marchig), популярного во Флоренции реставратора. “Когда они переехали в Женеву в 1961 году, Дженни повесила рисунок в своём кабинете,” — заявляет Лес Уорд (Les Ward), близкий друг семьи. Тем не менее, Мачинги, по-видимому, никогда не обращали никакого реального внимания на рисунок. Они были близки с великим учёным Бернардом Беренсоном (Bernard Berenson), который работал куратором музея во Флоренции, но никто и никогда не упоминал о рисунке. Также нет никаких документальных свидетельств его существования, хотя Леонардо был знаменитым художником, каждый шаг которого был запечатлён и прокомментирован. Это и заставило некоторых предположить, что Джованни Мачинг, опытный художник и преподаватель рисунка, возможно, нарисовал его сам.

Высокие ставки

Репутация Кемпа и Котта оказались под угрозой в 2010 году. Клаус Альбрехт Шрёдер (Klaus Albrecht Schröder), директор музея Альбертина (Albertina museum) в Вене, рассказал изданию ArtNews: “Рисунок был осмотрен нашим исследовательским центром, нашими кураторами, нашим отделом реставрации и Академией изящных искусств. Никто не уверен, что это Леонардо”. Кармен Бамбач (Carmen Bambach), куратор отдела рисунков в музее Метрополитен (Metropolitan Museum) поделилась своей точкой зрения: “Это совсем не выглядит как Леонардо”. Осторожный хранитель гравюр и рисунков в Британском музее (British Museum), Хьюго Чепмен (Hugo Chapman), настаивал, что “есть около 5000 известных рисунков, созданных да Винчи, и ни один из них не выполнен на пергаменте” (Кемп утверждает, что есть несколько). Но самое убийственное доказательство появилось, когда рисунок был категорически отклонён Национальной галереей (National Gallery) в Лондоне в 2011 году. В это время галерея готовила большую ретроспективу работ Леонардо. “У нас никогда не было сомнений в том, что так называемая Principessa не может быть помещена рядом в шедеврами Леонардо,” – говорит Артуро Галансино (Arturo Galansino), со-куратор выставки. — “На научном симпозиуме, состоявшемся затем в галерее, никто не защищал эту работу. Даже Карло Педретти (Carlo Pedretti), эксперт по творчеству Леонардо, который за год до этого говорил о рисунке как о возможном крупном открытии, высказался, что никогда не отбрасывал мысли о том, что он может оказаться подделкой”.
Впервые о рисунке мир заговорил в 2008 году. Бернард Дарти (Bernard Darties), глава отдела отношений с французской полицией, рассказал, что один из его контактов в дилерском сообществе сделал необычайное открытие. На самом деле, Питер Сильверман (Peter Silverman) не любит, когда его называют дилером. Высокий, элегантный и всегда любезный, он живёт в квартире в богатом округе Парижа, полной классических картин и скульптур эпохи Возрождения. Он был очень счастлив и назвал находку «открытием жизни» — портрет дамы в профиль, чей «скульптурный классицизм» и «чистота линии» позволила ему приписать эту работу Леонардо.
Сомнения в подлинности возникли почти сразу. Среди других технических аспектов на чертёже, штрихи, которые никогда не пересекают линию лица, выглядят слишком дотошными, далёкими от свободных движений Леонардо. Происхождение рисунка также было покрыто тайнами. Сильверман сказал, что нашёл его случайно, в Швейцарии. Якобы, он отдыхал с друзьями и когда ему понадобился телефон, он случайно открыл ящик стола. “Моё сердце дико заколотилось,” — рассказывал он потом. — “Я узнал флорентийский стиль и руку Леонардо. Это была вспышка.”
Однако, эта соблазнительная сказка к правде никакого отношения не имеет. Человек, который ощутил «вспышку», на самом деле приобрёл рисунок у владелицы нью-йоркской галереи Кейт Ганз (Kate Ganz). В то время он был атрибутирован как работа немецкого художника XIX века, «стилизованная» под Леонардо. Сумма сделки составила 19 тыс. долларов США. В июле 2008 года Саймон Хьюитт (Simon Hewitt) в Trade Gazette Antiques раструбил историю открытия нового Леонардо. В The Sunday Times последовала статья под названием «Картина да Винчи, стоимостью 100 млн фунтов, хранилась в ящике стола». Поражённая Ганз сразу предоставила счета-фактуры, которые поясняли, что она купила рисунок за 22 тыс. долларов США десятью годами ранее на аукционе Christie’s у той самой Дженни Мачинг. Когда история получила огласку, Сильверман утверждал, что хотел защитить репутацию Ганз: “Я чувствовал жалость к Кейт, которая не распознала Леонардо, и я не хотел смущать её. Я решил действовать как джентльмен”.

В ударе

История о новой работе Леонардо набирала обороты в средствах массовой информации. Дилер Саймон Дикинсон (Simon Dickinson) посчитал, что “относительно разумно оценивать рисунок в 100 млн долларов США”. Сильверман не жалел денег, пытаясь проверить подлинность своего шедевра. Полученное в 2009 году положительное заключение Мартина Кемпа стало крупным прорывом. Другие подтверждения последовали от экспертов из Флоренции и от Николаса Тернера (Nicholas Turner), бывшего куратора в музее Гетти (J. Paul Getty Museum). Сильверман собирался предложить Кемпу возглавить институт изучения эпохи Ренессанса в усадьбе рядом с Флоренцией, на что профессор откликнулся бурным негодованием, так как счёл его чем-то вроде завуалированной взятки. На лондонском симпозиуме Кемп рассказал, что “основная проблема этого рисунка состоит в том, что он принадлежит Сильверману”.
Тем не менее, Кемп и Котт боролись зубами и когтями, чтобы защитить свои выводы и опровергнуть любые противоречивые факты. Они определили, что на рисунке изображена Бьянка Мария Сфорца, племянница герцога Миланского, и посчитали, что лист был вырезан из книги, напечатанной на пергаменте и посвящённой славе династии Сфорца La Sforziada. Паскаль Котт обнаружил перфорацию по левому краю пергамента. Используя макрофотографии, он пришел к выводу, что размеры портретного листа «отличаются очень незначительно» от фолиантов книги, а три дырки «очень близко соответствуют» следам от прошивки. Однако, известно, что книжные листы имеют пять отверстий, а не три, и объясняются эти отверстия, в первую очередь, результатами реставрации. Затем Кемп обнаружил «обширные повреждения вдоль левого края», которые могут объяснить недостающие отверстия.
Даже несмотря на то, что книга не упоминается ни в одной инвентаризации, и никто никогда не слышал о драгоценном рисунке, сделанном мелом и помещённом в книгу, оба исследователя были “почти уверены, что портрет сделан для La Sforziada, которая была напечатана в честь брака Бьянки в 1496 году”. Позднее Кемп и Котт всё же убрали упоминание о книге, как «неубедительное».
А что же рисунок? С каждой новой главой эта история становится всё более запутанной, а герои кажутся всё более эксцентричными. Однако, чем дольше длится спор, тем менее вероятно, что La Bella Principessa будет когда-нибудь висеть в Лувре рядом с другими шедеврами Леонардо.

Анна Сидорова © Gallerix.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий