7 ключей к роману «Мастер и Маргарита», раскрывающих тайны этой мистической книги




Роман «Мастер и Маргарита» - литературная мистификация Булгакова.
Роман «Мастер Маргарита» стал не только одним из самых известных произведений Михаила Булгакова, но и одной из самых таинственных книг, над толкованием которой исследователи бьются уже 75 лет. В нашем обзоре собраны 7 ключей, которые раскрывают некоторые ключевые моменты романа, приоткрывая завесу таинственности и иллюстрации к разным изданиям булгаковского романа.




1. Литературная мистификация


Мастер и Маргарита - литературная мистификация.
Ученным доподлинно известно, что Булгаков с увлечением изучал немецкий мистицизм периода XIX века. Именно после знакомства с трактатами о Боге, демонологиями христианской и иудейской веры, легендами о дьяволе писатель решился на создание книги и обо всем этом присутствуют упоминания в произведении. Свой роман писатель изменял несколько раз.

Первый раз книга была написана в 1928-1929 гг. Этому роману было придумано несколько названий «Жонглёр с копытом», «Черный маг» и никаких Мастера с Маргаритой. Центральным героем первой редакции романа был Дьявол и, по сути, книга сильно напоминала «Фауста», только написанного русским автором. Вот только книга его не увидела свет, да и известно о ней совсем мало, так как, получив запрет на пьесу под названием «Кабала святош», Булгаков решил сжечь рукопись. О своем новом романе про Дьявола, погибшем в пламени, писатель сообщил правительству.

Второй роман носил название «Сатана, или Великий канцлер». Главным героем произведения становится падший ангел. В этой редакции Булгаков уже придумал Мастера с Маргаритой, нашлось место и для Воланда с его свитой, но она тоже не увидела свет.

Название «Мастер и Маргарита» писатель подобрал для третьей рукописи, которая и была выпущена издательствами, к сожалению, закончить произведение Булгакову не удалось.


2. Многоликий Воланд


Многоликий булгаковской Воланд.
Если читать роман, не слишком задумываясь, то складывается впечатление, что Воланд является положительным персонажем, который стал покровителем для творчества и любви, героем, который старается бороться с пороками, присущими людям. Но Воланд является Искусителем и при внимательном прочтении становится заметной его многоликость. В действительности Воланд представляет собой Сатану, переосмысленного Христа, нового Мессию, таким героем, которым описывал его Булгаков в своих первых неопубликованных рукописях.

Понять многоликость Воланда можно только при внимательном прочтении «Мастера и Маргариты». Только тогда можно заметить сходство героя со скандинавским Одином, превращенным в дьявола христианскими традициями или с богом Вотаном, которому поклонялись древнегерманские языческие племена. Воланд имеет портретное сходство с масоном и великим магом графом Калиостро, который умел предсказывать будущее и помнил о событиях тысячелетней давности.

Внимательные читатели обязательно вспомнят момент, когда служащие вспоминают имя мага и выдвигают предположение, что его зовут Фаланд. Действительно, созвучно с Воландом, но не только это интересно. Мало кто знает, что Фаландом в германии называют черта.


3. Свита Сатаны


Свита Сатаны.
Яркими героями с неоднозначным прошлым в «Мастере и Маргарите» стали Бегемот, Азазелло и Каровьев-Фагот. Писатель представил их как инструменты правосудия, используемые дьяволом.

Образ Азазелло, демона-убийцы и демона безводной пустыни писатель взял из Ветхого Завета. Таким именем в этих книгах называли падшего ангела, научившего людей создавать украшения и оружие. А еще он научил женщин раскрашивать свое лицо, что по библейским книгам причисляется к блудливому искусству и потому именно этот герой Булгакова толкнул Маргариту на темный путь, дав ей крем. Азазелло – это абсолютное зло, которое отравляет влюбленных и убивает Майгеля.




Кот Бегемот.

Каждому читателю романа на всю жизнь запоминается Бегемот. Это кот-оборотень, который для Воланда является любимым шутом. Прототипом этого персонажа стал мифологический зверь, описанный в Ветхом Завете, дьявол обжорства из мистических легенд. При составлении образа кота Бегемота писатель использовал информацию, которую узнал при изучении истории Анны Дезанж. Жила она в XVII веке и была одержима сразу семью дьяволами. Вот одним из них был демон из чина Престолов, носящий имя Бегемот. Изображали его в виде чудовища с головой слона и страшными клыками. На бегемота бес походил коротким хвостом, громадным животом и толстыми задними лапами, а вот руки у него были человеческими.

Единственным человеком в дьявольской свите Воланда был Коровьев-Фагот. Исследователи точно не могут установить, кто является прототипом этого булгаковского персонажа, но предполагают, что корни его восходят к богу Вицлипуцли. Предположение это выстраивается на основании разговора Бездомного и Берлиоза, в котором упоминается имя этого ацтекского бога войны, которому приносил жертвы. Если верить легендам про Фауста, то Вицлипуцли является непростым духом ада, а первым помощником сатаны.


4. Королева Марго


Королева Марго.
Эта героиня очень походит на последнюю жену Булгакова. Писатель так же подчеркнул в книге «Мастер и Маргарита» особую связь этой героини с французской королевой Марго, которая была женой Генриха IV. По дороге на бал у Сатаны толстяк узнает Маргариту и называет ее светлой королевой, затем он упоминает о свадьбе в Париже, которая в результате стала кровавой Варфоломеевской ночью. Пишет Булгаков и про парижского издателя Гессара, который в романе «Мастер и Маргарита» принимает участие в Варфоломеевской ночи. Историческая королева Маргарита была покровителем для поэтов и писателей, Булгаков в своей книге рассказал о любви Маргариты к гениальному писателю Мастеру.


5. Москва – Ершалаим


Москва – Ершалаим.
В романе множество загадок и одной из них является время, в которое развиваются события «Мастера и Маргариты». Невозможно найти ни одной даты, от которой можно было в дальнейшем вести отчет. Относят действия к 1-7 мая 1929 года, на которые пришлась Страстная неделя. Параллельно в «Пилатовых главах» действия развиваются в течение недели 29 или 30 года в Ершалаиме, где тоже описывается Страстная неделя. В первой части романа действия в этих историях развиваются параллельно, во второй части, они начинают переплетаться между собой и затем уже сливаются в единую историю. В это время история обретает целостность, переходит в потусторонний мир. Ершалаим теперь переходит в Москву.


6. Каббалистические корни


Каббалистические корни.
При изучении романа специалисты пришли к выводу, что при написании данного произведения Булгаков увлекался не только каббалистическими учениями. В устах Воланда иногда можно услышать концепции еврейского мистицизма.

Есть в книге момент, когда Воланд говорит о том, что ничего и никогда нельзя просить, особенно у сильных. По его мнению люди сами дадут и предложат. Это кабалистические учения запрещают принимать что-либо, если это дает не создатель. Христианская вера же разрешает просить милостыню. Хасиды считают, что люди созданы по подобию Бога и потому им положено постоянно работать.

Прослеживается в произведении и концепция «о свете». Он на протяжении всей книги сопровождает Воланда. Лунный свет пропадает, только после того, как сатана со своей свитой исчезают. Трактовать свет можно по-разному, например, учения о нем имеются в Нагорной проповеди. Если взглянуть на все несколько иначе становится понятно, что эта концепция совпадает и с основной идеей каббалистических учений, по которым Тора является светом. Идея каббалы говорит, что только от желаний человека зависит достижение «света жизни», а это полностью совпадает с основной идеей роман о самостоятельном выборе человека.


7. Последняя рукопись


Последняя рукопись.
К написанию последней редакции книги, которая в итоге и была выпущена издательствами, Булгаков приступил в 1937 году. До самой смерти писатель трудился над созданием этого произведения. На создание романа ушло 12 лет, и все же он оказался незавершенным. Ученые не могут разобраться в причине. Они предполагают, что сам автор чувствовал себя мало осведомленным в ранних христианских текстах и иудейской демонологии, дилетантом в некоторых вопросах. Своему последнему роману Булгаков отдал последние жизненные силы. Последним изменение романа стало внесение фразы Маргариты о литераторах, идущих за гробом. Было это 13 февраля 1940 года, и уже через месяц Михаил Афанасьевич ушел из жизни. Последними его словами к роману стала фраза «Чтобы знали, чтобы знали…».

Источник: http://www.kulturologia.ru

5 комментариев:

  1. Ержан Урманбаев1 октября 2015 г. в 10:08


    Ваши ключи только углубляют заблуждения читателей. Всё сложнее и одновременно проще. 1 ключ. Мистификация не в мистике, а в стремлении скрыть истинное содержание романа от пристального внимания дотошной и пытливой цензуры, участниками которой могли оказаться при стечении обстоятельств любые литераторы в СССР. Эпатажные названия черновиков были сознательным ходом, отвлекающим читателей от содержания ради путаницы. 2.Воланд не многолик. Его образ узнаваемо конкретен. Это И.В.Сталин. Доказать это не сложно. Более того, сам М.А.Булгаков никогда не скрывал этого. Просто обозначить этот факт вслух или письменно было смерти подобно, так как за эпитет САТАНА в адрес вождя означало приговор. 3. Свита сатаны. И с этим всё просто, так как тайны сам Булгаков в этих образах не видел. Азазелло - Л.П.Берия, кот Бегемот - Н.И.Ежов, Коровьёв - Ф.Э.Дзержинский. 4. Королева Марго, Маргарита Николаевна - в её облике можно увидеть двух женщин. Одной 19 лет, другой 30. Между ними 11 лет супружеской жизни. Точнее службы в НКВД в качестве подставной проститутки. Чей прототип спрятан тут?.. Елена Сергеевна Булгакова-Шиловская, Святая Маргарита, М.Ф.Андреева, Мата Хари (Маргарита Гертруда Целле), Маргарита Фёдоровна Николаева ...Все они тут присутствуют в разных ипостасях ...5. Воланд появляется в Москве 28-го апреля 1926-го года. Это можно доказать совершенно определённо. Заканчивается роман 1937-ым годом, когда по всему СССР вылавливают кошек, то есть борются с "ежовщиной". Ершалаимская хроника длится от 1916-го года по 1918-ый, когда гибнет семья царя Николая Второго. Впрочем, можно заметить некоторые исторические обобщения, сдвигающие временные рамки. 6. Каббала и мистика ни причём. Под ней М.А.Булгаков преподносит читателям облик советской власти и её психологии. 7. Роман завершён полностью. Об этом прямо заявляет мастер в романе, говоря Маргарите, что он теперь знает роман наизусть. Нельзя знать наизусть то, что ещё не законченно. Так-то, друзья.

    ОтветитьУдалить
  2. Для удобства своих посетителей предложен обширный выбор и комфортный разведка – выбор девицы за считанные секунды. Регулярно обновляется база, поэтому всегда сможете познать что-то новое Проверенная анкета проститутки индивидуалки и загадочное. Важная функция вебсайтов – тщательная ревизия фотографий девушек, дабы ваш досуг прошел вправду образцово.

    ОтветитьУдалить
  3. Простая процедура получения бездепозитного приза, кот-ая займет менее 2-х мин. casino бездепозитный бонус контрольчестности. Для получения бездепов, довольно зарегистрироваться и подтвердить контактные данные.

    ОтветитьУдалить
  4. Изучите динамику популярности, должен быть постоянный рост продвижение сайта ссылками или желая бы неразнообразное количеству просмотров за месяцы. Если есть дерзкий регресс, возможно, интернет-сайт попал под фильтры за несоблюдение управлял машин. Таких ни малейшего отлынивать.

    ОтветитьУдалить