Инсталляция Кары Уокер (Kara E. Walker): сахарный сфинкс, «Сладкие детки» («Sugar Babies») и горькая глава в истории человечества

Инсталляция «Деликатность» («Subtlety») Кары Уокер

Инсталляция «Деликатность» («Subtlety») Кары Уокер

Рафинирование сахара — это процесс, при котором тростниковое сырьё обесцвечивают, превращая коричневую массу в кристаллы или пудру белого цвета. Американская актуальная художница Кара Уокер (Kara E. Walker) усмотрела в нём глубокий символизм, из которого родилась концепция новой работы — гигантского белого сфинкса, установленного в помещении бывшей сахарной фабрики.

Инсталляция называется «Деликатность» («Subtlety»). Посреди просторного промышленного помещения возвышается десятиметровая полистироловая скульптура. Сахарно-белая женщина с выраженно африканскими чертами и суровым выражением лица стоит на коленях и локтях в неестественной, очевидно копирующей египетских сфинксов, позе, готовая отвечать на вопросы незадачливых странников.

Скульптура установлена в помещении бывшей сахарной фабрики

Скульптура установлена в помещении бывшей сахарной фабрики


Левая рука загадочного сахарного сфинкса сложена в хорошо знакомый в нашей культуре жест: пальцы собраны в кулак таким образом, что большой зажат между указательным и средним. Художница объясняет, что этот знак в зависимости от контекста может обозначать множество разных вещей: от одного из старинных символов плодородия, до прямого оскорбления.

Кару Уокер интересует темная сторона американской культуры, связанная с расизмом и страстью к насилию

Кару Уокер интересует темная сторона американской культуры, связанная с расизмом и страстью к насилию


«Деликатность» в острой форме критикует стереотипы, которые на протяжении нескольких веков сдвоенным потоком расизма и шовинизма обрушивались в Америке на женщин африканского происхождения. Выгнутая спина, поднятый таз, подчёркнуто «женственные» формы, кошачья поза и преувеличенно грубые черты лица напоминают зрителям о том, что ещё совсем недавно средний белый мужчина воспринимал женщин с тёмной кожей как неодушевлённый сексуальный объект, неспособный на человеческие чувства и, следовательно, не заслуживающий деликатного обращения.

Главной темой этой работы также стали расовые и гендерные проблемы

Главной темой этой работы также стали расовые и гендерные проблемы


Рядом со сфинксом в ангаре расположились несколько небольших скульптур, изображающих детей цвета патоки. «Сахарные детки» («Sugar Babies») стоят вдоль пустых стен, покрытых вязким, тёмно-коричневым сиропом, добываемым из сырого сахара в процессе рафинирования. Художница объясняет, что полутораметровые фигуры основаны на когда-то очень популярных фарфоровых безделушках, изображавших маленьких пухлощёких рабов с корзинами, в которые можно было сложить разноцветные карамельки, чтобы предложить дорогим гостям.

«Сахарные детки» («Sugar Babies») составляют компанию суровому сфинксу

«Сахарные детки» («Sugar Babies») составляют компанию суровому сфинксу

«Сладкие детки» («Sugar Babies») Кары Уокер

«Сладкие детки» («Sugar Babies») Кары Уокер


Более ранняя инсталляция Кары Уокер (Kara Walker) похожа на шоу театра теней, в котором участвуют около 100 силуэтов. Она повествует о разных исторических событиях и важных современных проблемах, включая рабство, сексуальное насилие, права детей и женщин.

Комментариев нет:

Отправить комментарий