Притча. Морские звёзды

Однажды во время прилива принесло очень много морских звёзд. Наступил отлив и огромное количество звезд стало высыхать на солнце.

Мальчик, гулявший по берегу, стал бросать звёзды в море, чтобы они смогли продолжить свой жизненный путь.

К нему подошёл человек и спросил:

— Зачем ты делаешь это? Ведь ты не сможешь спасти всех этих существ, большинство из них всё равно погибнет! Оглянись, здесь миллионы морских звёзд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил её в море и сказал:

— Нет, мои попытки изменят очень много… для этой звезды.

Притча. Кто не бросает друзей

Умер человек. Его пес рядом лег и тоже умер.

И вот душа человека стоит перед вратами с надписью "Рай" и рядом душа собаки. На вратах надпись: "с собаками вход воспрещен!". Не вошел человек в эти врата, прошел мимо.

Идут они по дороге, вторые врата, на которых ничего не написано, только рядом старец сидит.

— Простите, уважаемый...

— Петр я.

— А что за этими воротами?

— Рай.

— А с собакой можно?

— Конечно!

— А там, раньше, что за врата?

— В Ад. До Рая доходят только те, кто не бросают друзей.

Притча. Кому не будет стыдно за свои слова

Молодой человек, лет 15-ти вошел в четыре шагаавтобус. Мальчик был
безумно счастлив, что в нем никого не оказалось, автобус пуст, садись куда хочешь! Он присел у окна поудобней, ведь ему ехать до конечной.

Автобус начал свой путь, и через 20 минут был полностью забит людьми.

Молодой человек сидел, слушал музыку и смотрел в окно, как вдруг пожилая женщина похлопала ему по плечу и: «Как вам не стыдно, я в ваши годы уступала место старшим, а вы…», к ней присоединилась вторая «Вот молодежь, сидит тут здоровый, молодой паренек, а больная пожилая женщина стоять должна!».

Буквально через 2-3 минуты на парня накинулся весь автобус.

Молодой человек не выдержал такого давления и сказал:

«Хорошо, я встану, но сядет на это место только тот,кому не будет стыдно за свои слова».

Конечно, его высказывание ввело всех в шок, но ругаться они не прекратили. Паренек начал судорожно доставать что-то из под сидения, и вот показался костыль, а потом и другой, парень встал с места, опираясь на них.

Все замерли от изумления. Никто ведь и подумать
не мог, никто не хотел думать, что такое возможно…а пожилая женщина, так нервно наступающая ему на ноги всю дорогу, теперь поняла, почему он не обращал на это никакого внимания.

До конечной остановки автобус ехал молча.

Мальчик ехал стоя, на костылях, хотя ему было сложно, но он стоял — ему давало силы то, что место у окна оставалось пустым всю оставшуюся дорогу.

Притча. Нельзя недооценивать мелочи

Что будет, если бросить лягушку в кастрюлю с горячей водой? Она немедленно решит:

«Здесь неуютно. Надо быстрее уносить ноги». И тут же выскочит.

А что, если ту же самую лягушку положить в кастрюлю с холодной водой, поставить на плиту и постепенно нагревать? Лягушка расслабится.

Она, конечно, заметит, что становится теплее, но подумает: «Немножко лишнего тепла не повредит». А закончится всё тем, что она сварится.

Многое в жизни накапливается постепенно. Долги, лишний вес и плохое здоровье. Помните о тенденциях. Нельзя недооценивать мелочи.

Притча. Только четыре шага в одну сторону

В одном маленьком зоопарке медведя долго держали в тесной клетке так, что он мог сделать только четыре шага в одну сторону, повернуться и сделать четыре шага обратно.

Так и ходил он целыми днями по клетке туда и обратно.
Посетители жалели медведя и говорили: "Как, наверное, он был бы счастлив,если бы ему удалось оказаться на свободе".

Время шло, зоопарк стали ремонтировать, и всем животным сделали большие просторные вольеры. В них было много зелени, а в загоне у медведя - даже бассейн.

Работники зоопарка предвкушали, как обрадуется огромный зверь, когда его переведут из тесной клетки в просторный вольер.

И вот долгожданный день наступил. Медведя перегнали в крошечную клетку для перевозки и повезли на новое место.

Даже находясь в транспортной клетке, медведь ухитрялся делать свои обязательные четыре шага взад-вперед.

Наконец его выпустили в новый просторный вольер. Медведь огляделся, осторожно сделал шаг, другой, третий, четвертый…

А потом повернулся и снова сделал четыре шага обратно.

Он так и не смог понять, что теперь прутья клетки, ограничивавшие его свободу, существуют только в его воображении. Но эти прутья в памяти зверя оказались крепче настоящих.

Так медведь до сих пор и ходит в огромном вольере: четыре шага туда и четыре шага обратно.

Притча. Сигнал

Однажды один человек попал в кораблекрушение и был выброшен волной на необитаемый остров.

Он единственный остался в живых и теперь беспрерывно молился о том, чтобы Бог спас его. Каждый день всматривался он в горизонт в надежде, что увидит плывущее на помощь судно.

Вымотавшись окончательно, человек решил выстроить себе шалаш из досок, которые выбросило на берег после кораблекрушения. Как иначе защититься от дождя и зверей?

Но однажды, вернувшись на берег после поисков пищи, он увидел, что его шалаш объят пламенем: дым столбом поднимался к небу. Самое ужасное, что вместе с шалашом сгорели все его оставшиеся вещи. Он остался ни с чем.

Человек больше не мог сдерживать своего отчаяния и гнева:

— Боже, как Ты мог так со мной поступить? — рыдал он.

Но на следующее утро его разбудил гудок корабля. Корабль плыл к его острову, чтобы его спасти.

— Как вы узнали, что я здесь? — спросил человек матросов.

— Мы увидели дымовой сигнал, — ответили они.

Прича. Конфуций

К ученику Конфуция пришли поселяне и стали говорить:

— Ты такой мудрый и так хорошо говоришь, не то, что этот сварливый Конфуций!

На что он ответил:

— Мудрость как стена. Моя стена низкая, и вы видите, что за ней делается, а стена Конфуция высокая, и вам не видно, что за ней делается. Если вы хотите заглянуть за его стену, постройте сначала свою, с которой можно будет смотреть.

Притча. Эхо

Папа с сыном пошли однажды на горы, и сын, ударившись о камень, крикнул:

— ААААААА.

И с удивлением слышит:

— ААААААА.

Мальчик спросил:

— Кто ты?

А ему в ответ:

— Кто ты?

Разозлившись от такого ответа, мальчик кричит:

— Трус!

А ему в ответ:

— Трус!

Мальчик спрашивает у отца: «Что происходит?»

Отец улыбнулся и говорит: «Слушай меня внимательно».

Отец кричит горе:

— Я тебя уважаю!

Ему в ответ:

— Я тебя уважаю!

— Ты лучший.

Ему отвечают:

— Ты лучший.

Мальчик оставался в удивлении, и потом папа ему объяснил: «Это явление называют «эхо» но, по правде, это называется жизнь… Она тебе отдаёт всё, что ты говоришь и делаешь».

Притча. Повезло, не повезло - кто знает?

У отца с сыном была ферма. Животных было немного, но лошадь была. Однажды она убежала.

- Ужасно, так не повезло! - сказали соседи.

- Повезло, не повезло - кто знает? - сказал фермер.

Через много недель лошадь вернулась и привела с собой четырех диких жеребцов.

- Здорово повезло! - сказали соседи.

- Повезло, не повезло - кто знает? - сказал фермер.


Сын начал объезжать диких лошадей, был сброшен и сломал ногу.

- Так не повезло! - сказали соседи.

- Повезло, не повезло - кто знает? - сказал фермер.

Через неделю в деревню пришли военные и стали забирать всех молодых мужчин на войну. Сына не тронули, потому что у него была сломана нога. Повезло, не повезло - кто знает?

Притча. Самый страшный враг Любви

Ах, Любовь! Я так мечтаю быть такой же, как и ты! – Восхищённо повторяла Влюбленность. - Ты намного сильнее меня.

- А ты знаешь, в чём моя сила? – Спросила Любовь, задумчиво качая головой.

- Потому что ты важнее для людей.

- Нет, моя дорогая, совсем не поэтому, – вздохнула Любовь и погладила Влюблённость по голове. – Я умею прощать, вот что делает меня такой.

- Ты можешь простить Предательство?

- Да, могу, потому что Предательство часто идёт от незнания, а не от злого умысла.

- Ты можешь простить Измену?

- Да, и Измену тоже, потому что, изменив и вернувшись, человек получил возможность сравнить, и выбрал лучшее.

- Ты можешь простить Ложь?

- Ложь – это меньшее из зол, потому что часто бывает от безысходности, осознания собственной вины, или из нежелания делать больно, а это положительный показатель.

- Я так не думаю, бывают ведь просто лживые люди!!!

- Конечно бывают, но они не имеют ни малейшего отношения ко мне, потому что не умеют любить.

- А что ещё ты можешь простить?

- Я могу простить Злость, так как она кратковременна. Могу
простить Резкость, так как она часто бывает спутницей Огорчения, а
Огорчение невозможно предугадать и проконтролировать, так как каждый огорчается по-своему.

- А ещё?

- Ещё могу простить Обиду – старшую сестру Огорчения, так как они часто вытекают одно из другого. Я могу простить Разочарование, так как за ним часто следует Страдание, а Страдание очищает.

- Ах, Любовь! Ты действительно удивительна! Ты можешь простить всё-всё, а я при первом же испытании гасну, как догоревшая спичка! Я так завидую тебе!!!

- И тут ты не права. Никто не может прощать всё-всё. Даже Любовь.

- Но ведь ты только что рассказывала мне совсем другое!!!

- Нет, то о чём я говорила, я на самом деле могу прощать, и прощаю бесконечно.

Но есть на свете то, что не может простить даже Любовь. Потому что это убивает чувства, разъедает душу, ведёт к Тоске и Разрушению. Это причиняет такую боль, что даже великое чудо не может излечить её. Это отравляет жизнь окружающим и заставляет уходить в себя. Это ранит сильнее Измены и Предательства и задевает хуже Лжи и Обиды. Ты поймёшь это, когда столкнёшься с ним сама.

Запомни, Влюбленность, самый страшный враг Любви – Равнодушие.

Притча. Два ангела

В раю было два ангела. Один всегда отдыхал на облаке, а другой летал от земли к Богу.

Отдыхающий ангел спросил другого:

— Что же ты летаешь туда-сюда?

— Я ношу Богу послания, которые начинаются - "Помоги Господи..."

А почему ты всегда отдыхаешь?

— Я должен носить Господу послания, которые начинаются - "Благодарю тебя, Господи..."

Притча. Даосский Мастер

Однажды Даосский Мастер привел своего ученика в парк, расположенный у подножия горы. В парке находился сложный лабиринт с высокими и гладкими стенами. Крыша у лабиринта отсутствовала, и его переходы освещались солнечным светом.

Мастер подвел ученика ко входу в лабиринт и велел ему отыскать выход. Ученик плутал в лабиринте целый день и целую ночь, но раз за разом неизменно заходил в тупик. Отчаявшись выбраться наружу, он упал на землю и заснул.

Почувствовав, как кто-то трясет его за плечо, ученик открыл глаза. Над ним стоял Мастер.

- Иди за мной, – сказал он.

Выйдя из лабиринта, даос, не оборачиваясь, стал подниматься на гору. Взобравшись на вершину, он велел:

- Посмотри вниз!

С места, на котором они стояли, лабиринт был виден как на ладони.

- Глядя отсюда, ты можешь отыскать путь, ведущий к выходу из лабиринта ? – спросил даос.

- Это несложно, – сказал ученик. – Нужно только внимательно присмотреться.

- Найди его и хорошенько запомни, – велел Учитель. Через некоторое время они спустились с горы, ученик вошел в лабиринт и уверенно миновал его, ни разу не сбившись и не заплутав.

- Урок, который ты получил сегодня, касается одного из главных секретов Искусства Жизни, – встретив ученика у выхода, сказал даос.

- Чем дальше ты отстраняешься от ситуации, чем выше над ней поднимаешься, чем большую поверхность охватывает твой взгляд, тем проще отыскать правильное решение.

Притча. Две разных семьи

Живут в соседних домах две разных семьи..Одни всё время ссорятся,у других всегда тишина и взаимопонимание.

Однажды,позавидовав миру в соседской семье,жена говорит мужу:

– Сходи к соседям и посмотри, что такого они делают, что у них всегда все хорошо.

Пошел, спрятался и наблюдает. Вот видит, женщина моет полы в доме, вдруг что-то ее отвлекло, и она побежала на кухню. В это время ее мужу надо было срочно в дом. Он не заметил ведро с водой, зацепил его и вода разлилась.

Тут пришла жена, извиняется перед мужем, говорит:

– Прости, дорогой, я виновата.

– Нет, это ты прости, я виноват.

...Расстроился мужчина,и пошел домой. Дома жена спрашивает:

– Ну, что, посмотрел?

– Да!

– Ну что?

– Все понял! У нас ВСЕ ПРАВЫ, а у них ВСЕ ВИНОВАТЫ.

Притча. Старый мудрый самурай

Японии, в одном поселке недалеко от столицы жил старый мудрый самурай. Однажды, когда он вел занятия со своими учениками, к нему подошел молодой боец, известный своей грубостью и жестокостью. Его любимым приемом была провокация: он выводил противника из себя и, ослепленный яростью, тот принимал его вызов, совершал ошибку за ошибкой и в результате проигрывал бой.

Молодой боец начал оскорблять старика: он бросал в него камни, плевался и ругался последними словами. Но старик оставался невозмутимым и продолжал занятия. В конце дня раздраженный и уставший молодой боец убрался восвояси.

Ученики, удивленные тем, что старик вынес столько оскорблений, спросили его:

— Почему вы не вызвали его на бой? Неужели испугались поражения?

Старый самурай ответил:

— Если кто-то подойдет к вам с подарком и вы не примете его, кому будет принадлежать подарок?

— Своему прежнему хозяину, — ответил один из учеников.

— Тоже самое касается зависти, ненависти и ругательств. До тех пор, пока ты не примешь их, они принадлежат тому, кто их принес.

Притча. Выбор

 Один человек всю жизнь был счастливым. Он все время улыбался, смеялся, никто и никогда не видел его грустным. Бывало, кто-то из людей задавал ему по этому поводу различные вопросы:

— Почему вы никогда не грустите? Как вам удается всегда быть радостным? В чем секрет вашего счастья?

На что человек обычно отвечал:

— Когда-то я был таким же печальным, как ты. И вдруг меня осенило: это же МОЙ выбор, МОЯ жизнь! И ведь я делаю этот выбор – каждый день, каждый час, каждую минуту. И с тех пор каждый раз, просыпаясь, я спрашиваю себя:

— Ну, что я выберу сегодня: печаль или радость? И всегда получается так, что я выбираю радость

Притчи. Вера

Однажды проходя мимо слонов в зоопарке, я вдруг остановился, удивленный тем, что такие огромные создания, как слоны, держались в зоопарке привязанные тоненькой веревкой к их передней ноге. Ни цепей, ни клетки. Было очевидно, что слоны могут легко освободиться от веревки, которой они привязаны, но по какой-то причине, они этого не делают.

Я подошел к дрессировщику и спросил его, почему такие величественные и прекрасные животные просто стоят и не делают попытки освободиться. Он ответил: "Когда они были молодыми и намного меньше по размерам, чем сейчас, мы привязывали их той же самой веревкой, и теперь когда они взрослые, достаточно этой же веревки удерживать их. Вырастая, они верят, что эта веревка сможет удержать их и они не пытаются убежать."

Это было поразительно. Эти животные могли в любую минуту избавится от своих "оков", но из-за того, что они верили, что не смогут, они стояли там вечно, не пытаясь освободиться.

Как эти слоны, сколько из нас верит в то, что мы не сможем сделать чего-либо, только из-за того, что не получилось однажды?

Притча. Мудрый учитель

Ученик спросил учителя:

— Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким.

Учитель согласился и попросил ученика принести картофель и прозрачный пакет.

— Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, — сказал учитель, — то возьми этот картофель. С одной его стороны напиши своё имя, с другой имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в пакет.

— И это всё? — недоумённо спросил ученик.

— Нет, — ответил учитель. Ты должен всегда этот мешок носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель. Ученик согласился.

Прошло какое-то время. Пакет ученика пополнился ещё несколькими картошинами и стал уже достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К тому же тот картофель, что он положил в самом начале стал портится. Он покрылся скользким гадким налётом, некоторый пророс, некоторый зацвёл и стал издавать резкий неприятный запах.

Ученик пришёл к учителю и сказал:

— Это уже невозможно носить с собой. Во-первых пакет слишком тяжёлый, а во-вторых картофель испортился. Предложи что-нибудь другое.

Но учитель ответил:

-— То же самое, происходит и у тебя в душе. Когда ты, на кого-нибудь злишься, обижаешься, то у тебя в душе появляется тяжёлый камень. Просто ты это сразу не замечаешь. Потом камней становиться всё больше. Поступки превращаются в привычки, привычки – в характер, который рождает зловонные пороки. И об этом грузе очень легко забыть, ведь он слишком тяжёлый, чтобы носить его постоянно с собой. Я дал тебе возможность понаблюдать весь этот процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот камень.

Притча. Смеяться постоянно вы не можете

Один мудрец, выступая перед слушателями, рассказал им анекдот. Вся аудитория содрогнулась от смеха.

Через несколько минут он снова рассказал людям тот же анекдот. Только несколько людей улыбнулись.

Мудрец третий раз рассказал эту же шутку, но не засмеялся уже никто.

Старый мудрый человек улыбнулся и произнес: "Смеяться постоянно с одной и той же шутки вы не можете... Так почему позволяете себе плакать по одному и тому же поводу постоянно?"

Притча. Смелость отстоять свою мечту

Когда Монти было 16 лет, задали ему написать сочинение о том, что он хочет, когда вырастет. Монти долго мучился и потратил множество часов на описание своей мечты.

Он хотел когда-нибудь стать владельцем ранчо. Он исписал семь страниц, описывая в самых мельчайших подробностях ранчо площадью 200 акров, и нарисовал план расположения всех строений, конюшен и дорог. Он даже нарисовал очень подробный план дома, который он построит площадью 4000 квадратных футов. На следующий день Монти отдал свое сочинение учителю.

Два дня спустя его учитель вернул сочинение, поставив жирную красную двойку, приписав: «Останься после урока».

После урока мальчик с мечтой подошел к учителю и спросил, почему он получил двойку за свое сочинение. На что учитель ответил: «Потому что такая мечта неосуществима для такого мальчика, как ты. Тебе нужно много, очень много денег, чтобы приобрести такое ранчо. А какие деньги есть у тебя? Никаких. Ты ведь из очень бедной семьи. Нет никакой возможности для тебя осуществить твою мечту. Она неосуществима. Вот что я тебе скажу. Ступай домой и напиши другое сочинение, в котором ты опишешь другую, более реалистичную мечту, и я поставлю тебе другую оценку». Мальчик вернулся домой и попросил совета у своего отца.

И вот, что он услышал: «Сынок, боюсь, тут я тебе не помощник. Я думаю, что это должно быть только твое решение, и у меня есть ощущение, что это будет действительно важное для тебя решение». Монти обдумывал слова отца целую неделю. Наконец, он вернул учителю все то же сочинение и сказал: «Вы можете оставить себе двойку, а я оставляю себе свою мечту».

Прошло время, Монти давно окончил школу, стал взрослым. Он рассказал эту историю и, повернувшись к группе слушавших его людей, произнес: «Я рассказал вам эту историю, потому что вы все сидите в моем доме, площадью 4000 квадратных футов, посреди моего ранчо площадью 200 акров. А то сочинение висит в рамке над камином». Монти продолжил: «Самая удивительная часть этой истории заключается в том, что два года назад, летом, все тот же учитель привез сюда 30 школьников, и они неделю расположились лагерем на моем ранчо.

Перед отъездом учитель мне сказал: «Послушай Монти, об этом я могу тебе сказать сейчас. Когда я был твоим учителем, я был своего рода вором мечтаний. Мне сейчас очень жаль, что тогда я украл множество детских мечтаний. Но я очень рад, что ты нашел в себе смелость отстоять свою мечту».

Притча. Счастье

У дороги стоял нищий и просил подаяния. Всадник, проезжавший мимо, ударил нищего по лицу плетью. Тот, глядя вслед удаляющемуся всаднику, сказал:

— Будь счастлив.

Крестьянин, видевший происшедшее, услышав эти слова, спросил:

— Неужели ты такой смиренный?

— Нет, — ответил нищий, — Просто, если бы всадник был счастлив, он бы не стал бить меня по лицу.

Притча. Котята

Продавец одного небольшого магазинчика прикрепил у входа объявление «Продаются котята». Эта надпись привлекла внимание детишек, и через считанные минуты в магазин вошел мальчик. Поприветствовав продавца, он робко спросил о цене котят.

– От 30 до 50 рублей, – ответил продавец.

Вздохнув, ребенок полез в карман, достал кошелек и стал пересчитывать мелочь.

– У меня только 2 рубля сейчас, – грустно сказал он. – Пожалуйста, можно мне хотя бы взглянуть на них, – с надеждой попросил он продавца.

Продавец улыбнулся и вынул котят из большого короба.
Оказавшись на воле, котята довольно замяукали и бросились бежать. Только один из них, почему-то явно от всех отставал. И как-то странно подтягивал заднюю лапку.

–Скажите, а что с этим котенком? – спросил мальчик.

Продавец ответил, что у этого котенка врожденный дефект лапки. – Это на всю жизнь, так сказал ветеринар. – добавил мужчина.

Тогда мальчик почему-то очень заволновался.

– Вот его-то я и хотел бы приобрести.

– Да ты что, мальчик, смеешься? Это же неполноценное животное. Зачем оно тебе? Впрочем, если ты такой милосердный, то забирай даром, я тебе его и так отдам, – сказал продавец.

Тут, к удивлению продавца, лицо мальчика вытянулось.

– Нет, я не хочу брать его даром, – напряженным голосом произнес ребенок.

– Этот котенок стоит ровно столько же, сколько и другие. И я готов заплатить полную цену. Я принесу вам деньги, – твердо добавил он.
Изумленно глядя на ребенка, сердце продавца дрогнуло.

– Сынок, ты просто не понимаешь всего. Этот бедняжка никогда на сможет бегать, играть и прыгать, как другие котята.

При этих словах мальчик стал заворачивать штанину своей левой ноги. И тут пораженный продавец увидел, что нога мальчика ужасно искривлена и поддерживается металлическими обручами.

Ребенок взглянул на продавца.

– Я тоже никогда не смогу бегать и прыгать. И этому котенку нужен кто-то, кто бы его понимал, как ему тяжело, и кто бы его поддержал, - дрожащим голосом произнес мальчик.

Мужчина за прилавком стал кусать губы. Слезы переполнили его
глаза... Немного помолчав, он заставил себя улыбнуться.

– Сынок, я буду молиться, чтобы у всех котят были бы такие прекрасные сердечные хозяева, как ты.

Притча. Луч и солнце

Однажды луч сказал солнцу:

— Каждый день я летаю на Землю и согреваю всё живое, но я хотел бы согреть сердце человека.

— Хорошо, ты можешь отдать каплю солнечного огня сердцу человека, — разрешило солнце. — Этот огонь поможет человеку стать великим творцом. Только выбери лучшего из людей.

Луч прилетел на Землю и подумал: «Как же узнать, кто из людей лучше?»

Тут он услышал грустный голос человека:

— Ничего у меня не получается. Мечтал стать художником, а стал маляром. Полюбил девушку, а она на меня не смотрит.

— У тебя же есть талант, молодость и умелые руки! — засверкал луч и подарил человеку солнечный огонь.

Вспыхнул огонь в сердце человека и заставил его поднять глаза и расправить плечи. Человек взял краски и нарисовал для любимой прекрасный букет. «Это чудо!» — обрадовалась девушка.

Потом человек так покрасил дом, что заказчик пришел в восхищение: «Я думал, вы маляр, а вы настоящий художник. Мой дом превратился в произведение искусства»!

Луч вернулся к солнцу и виновато сказал:

— Я забыл, что надо было найти лучшего из людей. Я подарил огонь первому человеку, которого встретил.

— Ты поверил в человека, и твоя вера помогла ему стать лучшим, — радостно ответило солнце.

Монастырь Жеронимуш. Замки Португалии

Монастырь Жеронимуш, главный архитектурный памятник португальской столицы, чудом уцелел во время землетрясения 1755 года. Здесь все производит впечатление праздничности, грандиозности, художественной зрелости: горизонтальная протяженность обращенного к Тежу южного фасада с изысканным ажурным порталом Жоана де Каштильо и точно найденными пропорциями больших окон, светлый цвет камня, красота кладки, подчеркивающая монолитность стенных плоскостей. В интерьере храма, разделенного на три нефа равной высоты, опорой служат шесть огромных, стройных и очень высоких (25 метров) восьмиугольных пилонов, покрытых сверху донизу великолепным резным орнаментом. Опоры широко расставлены в пространстве и неравны по толщине - два центральных, более тонких столба едва достигают в диаметре одного метра. Интерьер перекрывают нервюры сложного рисунка, в котором расходящиеся из центра восемь ребер образуют крестообразную фигуру с округлыми, вогнутыми сторонами. Система опор и сводов, легкая, изысканная и царственно-роскошная, контрастирует со строгими массивами каменных стен и высокими, скупо оформленными окнами.

Этот удивительный интерьер сравнивали с грандиозным морским гротом, с рощей пальм, с тянущимися ввысь образованиями сталагмитов. Достигнутое в интерьере церкви единство пространственного впечатления вызывает ассоциацию с великолепным залом, залитым ясным светом. Данное обстоятельство следует подчеркнуть особо, ибо освещенность и пространственность, свойственные португальским храмам, достигает здесь своей кульминации. Тени сгущаются в беленской церкви лишь в рукавах трансепта, в более поздней по времени и более громоздкой Главной капелле (последняя треть XVI века, архитекторы Диого де Торралва и Жеронимо де Руан). В западной части храма находятся гробницы великих сынов Португалии - Васко да Гамы и Луиса де Камоэнса. Западный портал (1517) создан скульптором из Лангедока Никола Шантереном, долго и плодотворно работавшим в Португалии в тесном содружестве с ведущими зодчими страны.

Монастырь Жеронимуш
Внутренний двор монастыря Жеронимуш
К северо-западу от церкви расположен знаменитый квадратный клуатр (сторона 50 м), окруженный двухъярусной галереей. Легко читается его тектонически-четкая ренессансная структура: аркада на пилонах с тщательно профилированными архивольтами арок, пилястрами, карнизом, балюстрадой, открытыми лоджиями на углах. В декоративном заполнении также преобладают, на первый взгляд, ренессансные элементы. В нижнем этаже — это погруженные в тень изящные арочки, разделенные хрупкими колоннами и завершенные орнаментом из мягко сплетенных гирлянд лавра. Но уже в верхнем этаже формы более открыты, напряжены: в арочный проем вписана одна колонка, на которую опираются два тонких арочных полукружия. Украшения в виде свисающих сплетенных растений или связок веревки придают им узорчатые многолопастные очертания.

Декоративный мотив верхней аркады уподоблен исполненному неожиданной экспрессии изображению пальмы с ее широким разлетом кроны. Приставленные к столбам пилястры приобретают чуть выше арочных импостов цилиндрическую форму, покрываются витым орнаментом и, пересекая мощную горизонталь ренессансного антаблемента, завершаются высокими спиралевидными пинаклями.

В замечательном лиссабонском памятнике наглядно воплотилась завершенность образного замысла, гармонично слившего воедино принципы ренессансной архитектуры и элементы стиля мануэлино.

Башня-крепость Торре де Белен. Замки Португалии

Защищая монастырь Жеронимуш, у входа в португальскую столицу стоит Тор-ре де Белен. В строительстве башни-крепости брат Диого де Арруды военный архитектор Франсишко де Арруда (известен с 1498 года, умер в 1547 году в Эворе) использовал опыт фортификационных работ в Марокко. Как отмечалось ранее, португальцы воздвигали крепости на морском берегу или на берегах реки и увенчивали их высокой сторожевой башней. К данному типу принадлежит и башня Белен, однако она значительно отличается от обычного оборонительного сооружения.

Квадратный, состоящий из четырех этажей, по-романски мощный объем башни расположен на каменной шестигранной платформе, передний край которой, подобно носовой части корабля, выдвинут в водное пространство. Зодчий умело обыгрывает типичный для мануэли-но контраст статичных, строго уравновешенных масс здания и его прихотливого силуэта. Суровый характер крепостной постройки со сводчатыми интерьерами и казематами сочетается с изобретательностью убранства, роль которого исполняют здесь зубцы, дозорные башенки с мавританскими ребристыми куполками, двойные окна, балконы на узорчатых консолях, открытая лоджия, ажурная балюстрада террасы, включающая как особую драгоценность статую мадонны де Рештелу с младенцем в маленькой резной нише. В систему декора вписан герб Мануэла I, на крепостных зубцах, подобно выставленным вперед щитам,— гербы ордена Христа; этажи здания перетянуты мощными канатами, завязанными в узлы. К устью Тежу башня обращена самым нарядным фасадом. Со стороны реки здание кажется небольшим, но сразу же привлекает внимание необычным обликом, напоминая разнообразием четких форм резное изделие из камня. Светло-серый тон башни сливается с омывающими ее зеленовато-серебристыми, словно разбеленными водами реки-моря.

Образ башни Торре де Белен на редкость привлекателен. Овеянный морской романтикой, он с давних времен стал символом Лиссабона, вписался в его панораму, в просторы Тежу, в цветовую атмосферу окружающего пейзажа.

Замок Алмоурол. Замки Португалии

Оборонительный характер сооружений, где использовался опыт крепостной архитектуры крестоносцев, ярко выражен в постройках ордена тамплиеров, среди которых самой капитальной является известная ротонда в монастыре главного замка Ордена Тамплиеров в Португалии Томара. Орденом тамплиеров был воздвигнут и замок Алмоурол, предназначавшийся для охраны долины реки Тежу во времена войн реконкисты. В надписи над входным порталом указаны дата начала строительства—1171 год и имя основателя - дон Гуалдин Паиш, который возглавлял орден тамплиеров в Португалии.

Замок расположен близ города Танкуша в департаменте Сантарен. Здесь русло Тежу еще нешироко, река мелеет, огибает множество островков. На одном из таких маленьких гористых островов из гранита и был воздвигнут замок Алмоурол, одно из поэтических созданий крепостной португальской архитектуры. Стены замка, увенчанные зубцами, круглые башни и высокий донжон образуют четкий, словно очерченный одной линией силуэт на светлом небе. Нагромождение гранитных скал служит замку естественным пьедесталом. Полоса деревьев с пушистыми кронами вплотную подходит к его стенам. Кругом тихая и прекрасная природа: спокойные воды Тежу, зеленые, густо заросшие берега, темно-голубые заводи, прозрачные перекаты и каменистые отмели.

Монастырь Санта Мария в Алкобасе. Замки Португалии

С древних времен эта местность, расположенная на слиянии источников Алка и Баса, была заселена. Археологические раскопки обнаружили здесь римские монеты, латинские надписи, фрагменты саркофагов. Монастырь Санта Мария в Алкобасе, первое аббатство ордена цистерцианцев в Португалии, основал в 1152 году король Афонсо Энрикеш I, согласно преданию, по обету, данному им перед взятием Сантарена у мавров. Строительство аббатства, образцом которого послужила архитектура ордена в Клерво, охватило период с 1178 по 1252 год.

Церковь Санта Мария
Центральный неф церкви Санта Марии в Алкобасе
Архитектурный ансамбль в Алкобасе включает церковь, рефекторий (трапезную), зал капитула, дормиторий (спальню), библиотеку, кухню и подсобные постройки. Высокие, укрепленные контрфорсами зубчатые стены с узкими окнами создают впечатление по-романски суровой пластики объемов. Фасад церкви выходит на городскую площадь, он значительно перестроен в 1725 году в форме барокко: массивные башни-колокольни по углам, между ними фронтонная композиция с волютами и статуей богоматери, раскрепованные линии орнаментированных карнизов, мраморные статуи свята Бенедикта и Бернарда в нишах, эффектная каменная лестница с обелисками, достигающими четырех метров в высоту. От старого готического фасада сохранились ажурная каменная роза на втором этаже и перспективный портал с шестью гладкими архивольтами арок стрельчатых очертаний.

Тем неожиданнее открывается взору внутреннее пространство храма. В плане это трехнефная базилика с трансептом, завершенная венком капелл. Интерьер сильно вытянут в длину (106 м), нефы одинаковой высоты (19,2 м), но ширина центрального нефа почти в два раза больше боковых. В узких боковых нефах-коридорах особенно ощутима устремленность ввысь стройных опорных столбов. Впечатление пространственного размаха огромной паломнической церкви усиливается тем, что ее центральный неф совершенно свободен, в настоящее время в нем нет даже многочисленных рядов скамей для молящихся. Созерцание интерьера алкобасской церкви предполагает у зрителя развитое чувство архитектурного образа. Здесь нет ничего, что отвлекало бы внимание от восприятия языка великого искусства— архитектуры. Язык этот безупречен в соотношении пропорций, в организации пространства и пластических масс, в каждом абсолютно точно найденном по месту расположения, завершенности и ритмической выразительности элементе архитектурного целого. Так воспринимаются круг розы в перспективе центрального нефа, рисунок окон в отрезках трансепта, вся композиция деамбулатория (сквозной проход вокруг хора, соединяющий боковые нефы) из девяти радиально расходящихся капелл. Естественно вписываются в отрезки трансепта прославленные надгробия короля Педро I и Инеж де Каштру.

Мастера, создавшие этот храм, сумели вернуть, впоследствии в значительной мере утраченное, чувство первозданной красоты камня, свойственное древним эпохам. Бледно-золотистый камень Алкобасы полон земной силы, природной мощи и вместе с тем одухотворен. Огромная роль принадлежит свету, ровному, спокойному, заливающему все пространство церкви и достигающему ее затененных углов.

После этого храма многие другие готические интерьеры знаменитых соборов Европы кажутся затесненными, сумрачными, не столь эстетически совершенными. Остальные монастырские сооружения решены в едином строгом стиле. Выразителен зал рефектория с его суровой гладью стен, высокими сводами, опирающимися на массивные и стройные опоры. Вырубленная в северной стене лестница с пятью арочными пролетами на тонких колоннах ведет к кафедре проповедника. Оттеняя своими легкими камерными формами мощную пластику зала, изящный архитектурный мотив красиво вписывается в его пространство.

Алкобаса
Боковая галерея двора Диниша I
Примыкающий с юга к церкви квадратный внутренний двор, называемый клуатром Диниша I или клуатром Тишины (1308—1311, строители Доминго Домингеш и мастер Диого), состоял первоначально, как и клуатр собора в Коимбре, из одной нижней галереи. Круглые, широко перекинутые арки охватывают здесь группу более мелких арочек, опирающихся на сдвоенные колонки. В тимпане каждой из больших арок помещено круглое углубленное окно. Массивные сводчатые обходные галереи погружены в золотистую тень. Пронизанные светом арочные проемы подобны сверкающим вставкам в толще стен. Мерный ритм арок и колонок повторяют солнечные пятна на каменном полу галерей. В движении по этим словно бесконечным анфиладам есть что-то завораживающее. Магия света и тени исчезает при выходе в открытое пространство двора. Здесь возникают новые впечатления. Двор, предназначенный для прогулок и отдыха монахов среди боскетов зелени и цветов, кажется сравнительно небольшим. Отсюда открывается целиком его архитектурная композиция. Верхняя, более плоскостная и декоративная галерея была пристроена в 1515—1521 годах. Тогда же воздвигли фонтан в северной стороне. Легкая с широкими арками верхняя галерея повторяет мотив подчинения мелких форм крупным, который господствует в нижнем ярусе. Разновременные части клуатра удачно сочетаются друг с другом, в чем проявились вкус и мастерство создателей аркады XVI века зодчего Жоана де Каш-тильо и скульптора Никола Шантерена.

Ансамбль монастыря в Алкобасе— один из прекраснейших памятников португальского искусства—знаменует утверждение новых для страны художественных принципов готики.

Замок Недзица. Замки Польши

У подножия Пенинских гор в самой южной части Польши, на правом берегу Дунайца, возвышается замок Недзица, также известный как замок Дунаец. Основан он был венгерскими магнатами между 1320 и 1326 годами, в качестве пограничной крепости, на месте более древней цитадели.

С момента постройки замок стал важным центром польско-венгерских отношений. В 1412 году в крепость Недзицы были доставлены деньги, предназначенные королю Венгрии Сигизмунду, согласно договору между ним и Польшей. После уплаты ссуды польский король, как и было, обещано, возвратил 16 городов области Спиш, переданных ему Сигизмундом в качестве залога.

В 1470 замок стал собственностью аристократической семьи Запольяи. В 1528 году Янош Запольяи (будущий король Янош I),стремясь к венгерскому трону, передал поместье и замок в качестве награды за поддержку, одному из своих соратников. 60 лет спустя хозяином замка стал Иероним Ласки а затем его сын Ольбрехт. В конце XVI столетия замок был куплен Дьердем Хорватом из Плавеца, который нижний замок - прекрасную резиденцию эпохи Возрождения (по большей части именно в таком виде замок сохранился до наших дней). В течение времени Недзица несколько раз последовательно ремонтировалась каждым из её владельцев. В 1858 замок обрёл своего последнего частного владельца – семью Саламон, проживавшую в нём до 1943 года. За два года до прихода Советских войск, последняя графиня Соломон, вместе со своими детьми покинула замок. В 1946 году Анджей Бенеш обнаружил в замке уникальную находку – перуанскую куйпу. Этот образец древнеиндейской узелковой письменности, представлял собой несколько плотно скрученных шнуров с зашифрованным посланием. Заинтересовавшись находкой, Анжей Бенеш проследил историю владельцев замка и выяснил, что в XVIII веке в Недзице проживал их родственник, дворянин Себастьян Бежевичи, проведший 30 лет в Перу.

С 1945 года он был национализирован Польским правительством. С 1948 по 1963 годы, под управлением польского министерства культуры, в замке был проведён целый ряд реставрационных работ.

Сегодня в замке открыт музей, содержащий богатую коллекцию предметов связанных с прошлым Недзицы, включая старинные печатные издания и гравюры с видами замка в разные периоды истории. Также весьма интересны этнографические выставки региона Спиш, коллекции старинных часов и охотничьего оружия XVIII-XIX веков. В 1996 году экспозиция музея пополнилась экспонатами венгерского происхождения. Акошом Энгелмайером послом Венгрии в Польше передал музею богатую коллекцию исторических карт Венгрии, датирующихся с XVI по XX века, а также гравюр, изображающих венгерских королей, их замки, города и поля сражений.

Помимо красивого замка и музея, эта область привлекает множество туристов живописными пейзажами и обильной уникальной растительностью. Склоны горных вершин Пенина покрыты буково-пихтовыми лесами с примесью лиственницы и тиса, и лугами с буйным травостоем и множеством полевых цветов. На тёплых известняках сохранились реликты растительного мира, среди которых выделяется уникальная хризантема Завадского. В целях охраны природы в 1954 году был учрежден Пенинский Национальный парк.
Автор фото Jarekwitkowski  

Висничский замок. Замки Польши

На одном из холмов Велицкого Погорья виднеется величественный массив Висницкого замка. Впервые в исторических документах замок упоминается в 1397 году. В 1516 году Перт Кмита надворный маршал коронный и воевода Кракова, значительно расширил замок и сделал из него магнатскую аристократическую резиденцию. Он добавил к замку ряд архитектурных Ренессансных деталей. Богато оформил интерьеры дорогой мебелью и картинами, а вне замка разбил итальянские сады. В 1553 году Петр Кмита умер бездетным, и его наследниками стала семья Барзов. В 1593 году из-за долговых обязательств Барзы были вынуждены продать замок старосте Сандомира и Спиша Себастьяну Любомирскому.

В 1615-21 году его сын Станислав продолжил работы по переустройству замка. Над проектом реконструкции особняка в стиле барокко и внешними бастионами трудился итальянский архитектор Мацей Трапола. В 1655 году во время «Шведского потопа» , с целью уберечь замок от разрушения, его без боя сдали шведам. Однако оккупировав замок шведские солдаты подвергли его безжалостному разграблению. После ухода захватчиков замок вернулся в собственность Любомирских и в 1660 году начал восстанавливаться.

В 1720 году в результате бракосочетания Марианны Любомирской с Павлом Каролем Сангушко, замок перешёл под управление рода Сангушко. Тем не менее Любомирские не забыли о своей бывшей резиденции и в 1752 снова выкупили замок. В 1831 году в замке произошёл сильный пожар, после которого он был оставлен как место жительства.

В 1901 году замок приобретает федерация предков Любомирских, которая начинает восстанавливать особняк. С 1928 года до начала второй Мировой войны работами по восстановлению руководил польский архитектор, последователь исторического модернизма Адольф Шишко-Богуш.

После войны замок стал государственным, и с 1949 года работа по восстановлению замка и приданию ему первоначального вида продолжилась под руководством архитектора Альфреда Маевского. В 2009 замок перешел под контроль муниципалитета города Новы-Виснич. Сегодня в нём можно увидеть образцы антикварной мебели, изделий из стекла и серебра, красочные гобелены. Также рассматривается вопрос о внесении особняка в список Исторических Памятников.

Баранув Сандомирский (замок Лещинских). Замки Польши

Баранув-Сандомирский древний город, лежащий между Тарноюжегом и Мельцом, прославился некогда в качестве центра реформатского движения. В XVI веке владельцы Баранува магнаты Лещинские , последователи кальвинизма переоборудовали местный костёл в протестантскую кирху, а в 1628 году учредили книгопечатню, выпустившую в свет много ценных произведений. Баранув также знаменит и другой достопримечательностью, оставленной городу родом Лещинских. Это жемчужина ренессансной архитектуры - великолепный замок Лещинских. В 1579 году строительство этого замка начал сын Рафала Лещинского Анджей. По завершению в 1606 году в нём разместилась богатая библиотека. Замок стал главной резиденцией Анджея Лещинского, в которой он не раз принимал короля Стефана Батория.

Над проектом замка работал известный флорентийский придворный архитектор польских королей Санти Гуччи, о чём свидетельствуют архитектурные детали ансамбля. Во многом этот замок спроектирован по образцу королевского замка в Кракове, с башнями по углам, высоким богато украшенным аттиком и с внутренним двором, окружённым аркадной галереей (Возможно, поэтому замок также носит название «Малый Вавель»). К сожалению, полностью готовое воплощение своих идей Гуччи так и не увидел. После его смерти ученики мастера довершили до конца начатое им дело.

Последним владельцем Баранува из рода Лещинских был отец короля Станислава Лещинского Рафал. В 1677 году замок перешёл в руки Димитрия Вишневского, который владел им до 1682. Затем замок стал собственностью Йозефа Кароля Любомирского. В 1695 он предпринял частичное восстановление и обновление интерьеров. К этой работе приложил своё умение Тильман ван Гамерен великий голландский архитектор, работавший в Польше. Он построил галерею западного крыла, украшенную причудливым художественным оформлением. Галерея предназначалась для размещения в ней коллекции произведений искусства.

После 1720 года замок последовательно сменил множество хозяев. Им владели князья Павел Сангушко, Яцек Малаховский, Йозеф Потоцкий и Ян Красицкий. Несмотря на частные смены владельцев, замок сохранил свой первоначальный ренессансный стиль, приданный ему во времена Лещинских и Любомирских.

Внутренний двор замка
В XIX веке замок пережил два сильных пожара. Первый случился 24 сентября 1849 года. Огонь уничтожил бесценные интерьеры замка, деревянные потолки, перекрытия и, конечно же, библиотеку. Владевшие замком Красицкие были не в состоянии отремонтировать его и оставили особняк в повреждённом состоянии. В 1867 году замок через аукцион приобрёл Феликс Доланский. В 1889 году произошёл второй крупный пожар. Восстанавливать замок после пожара Доланскому помогал архитектор Тадеуш Стриженский. Помещение часовни расположенное на первом этаже юго-западной башни украсили витражи работы Йозефа Меххофера и образ Непорочной девы руки Яцека Мальчевского. Последним владельцем замка перед второй Мировой войной был Роман Доланский. Во время войны замку удалось избежать фатальных разрушений и сохранить свои архитектурные черты. В 1968 году замок был формально передан в ведение руководства Баранувско-Сандамирского серного комбината, расположенного в Тарнобжеге. С 1997 замок является культурным и туристическим центром.

Ясногурский монастырь. Замки Польши

В северной части Силезской возвышенности расположена Ченстохова. Город образовался после соединения Оарой Ченстоховы на реке Варте с селением Ченстохувка. Первые упоминания об этих селениях восходят к 1220 году. В 1337 году, князь Владислав Опольчик, передавая двум братьям, Яську и Ничку в собственность существовавший здесь железоделательный завод, работавший на базе местной железной руды, уже назвал Ченстохову городом. Что касается Ченстохувки, то развитие этого селения осуществилось на базе обслуживания паломников монастыря, построенного на ЯснаТуре монахами ордена паулитов, прибывших сюда в 1382 году.

В этом же году в монастырском костеле была установлена византийская икона богоматери, предмет религиозного культа, до сегодняшнего дня привлекающий в монастырь многочисленных паломников со всех концов Польши.

Ясногурский монастырь
Внутренний интерьер монастыря
Монастырь, окруженный крепостными стенами неоднократно отражал нападения врагов. В частности, широко известна защита Ченстоховы во время шведского „потопа" в 1655 году, когда малочисленный гарнизон сумел выдержать осаду и отразить штурм преобладающих сил регулярных войск противника. По преданиям, именно появление богоматери, навело ужас на многочисленное войско шведского генерала Мюллера, и армия захватчиков была разгромлена. В честь этой победы король Ян Казимир в 1656 году возвёл Деву Марию в покровительницы Польши.

Ясногурский монастырь — важный памятник национальной культуры - продолжает привлекать паломников и туристов. Построенный первоначально в готическом стиле монастырь, теперь после нескольких позднейших перестроек, носит черты стиля барокко. В этом же стиле выдержан декор интерьеров. Среди многочисленных исторических памятников, особого внимания заслуживают, хранящиеся в сокровищнице монастыря, ценные произведения древних золотых дел мастеров, коллекции книг, архивных документов. Представляет интерес старейшая в Польше, начавшая работу в XVIII столетии книгопечатня. Стоит дополнит, что в Ясногурском монастыре проводил свои службы папа Римский Иоанна Павла II, когда ещё он был кардиналом. Позже став главой католической церкви, он продолжал наносить туда визиты.

Замок Ксёнж. Замки Польши

Недалеко от Валбжиха, над обрывом высокого ущелья потока Пепчница, у края Валбжихских гор, расположено селение Ксёнж, над которым возвышается монументальный замок, окруженный великолепным буковым лесом с зарослями рододендронов. В архитектурном отношении замок отличается разнообразием стилей от готики до барокко. Ежегодно замок Ксёнж привлекает к себе огромное количество туристов и это не удивительно, поскольку Ксёнж является третьим по величине замком Польши. Его комплекс объединяет в себе около 400 комнат и залов, а также прекрасные садовые террасы с изящными фонтанами, располагающиеся у подножия.

Древнейшая часть замка Ксёнж, остаток старинного романского пограничного укрепления, сооружена в XIII веке свидницким князем Болько I. В XIV веке замок принадлежал князю Болько II, а затем перешел во владение чешских королей. В начале XVI века замок стал собственностью княжеской семьи Хехберг-Пщиньских, родственников Пястов и оставался в их владении до 1939 года. В 1548—1555 годах Хехберги перестроили замок в стиле поздней готики с примесью элементов ренессанса, а в XVIII веке перестроили его в стиле барокко. При перестройке в XX веке были добавлены элементы в стиле сецессиона.

В годы второй мировой войны немецкими оккупантами были начаты работы по очередной перестройке замка, который предположительно должен был стать одной из резиденций Гитлера. Из-за этого были значительно повреждены его интерьеры. Под замком начали пробивать гигантские подземелья.

В настоящее время проводиться систематическое восстановление, реставрация и ремонт интерьеров, что должно вернуть замку его прежнее великолепие.

Вавельский замок. Замки Польши

Краков, древняя столица Польши, памятник ее блестящего прошлого, а ныне современный, крупный город, в котором ключом бьет жизнь. Начало Кракова восходит к раннеисторическим временам. По всей вероятности это был один из центров племени вислян. Название города происходит от легендарного князя Крака, который, будто бы, уничтожил дракона, жившего в пещере Вавельского холма и основал город. Легенда также гласит, что Ванда, дочь Крака, не желая выйти замуж за немца и отдать ему во владение свою страну, покончила с собой, бросившись в Вислу. Действительно, как установлено, на вершине Вавеля задолго до образования польского государства существовало крупное городище.



Вавельский замок
Вход в музей замка
Во времена первых Пястов здесь существовала резиденция князя, а во времена уделов — князя-сеньора. Казимеж Великий, на развалинах существовавшего здесь в X—XIII веках града построил готический замок, который затем в 1507—1536 годах был перестроен в крупный ренессансный дворец с внутренним двором, окруженным колоннадой аркадной галереи. Этот дворец и его двор одно из великолепнейших произведений польского ренессанса, построен польскими мастерами под руководством францишека Влоха, Бартломео Береччи и Бенедикта Сандомирского. Формы итальянского ренессанса здесь дополнены национальными польскими мотивами, заметными в оформлении порталов, дверных перемычек, возвышающихся друг над другом колонн третьего этажа, выдвинутых свесов крыш, карнизов и т.п.

Великолепно оформление интерьеров дворца. До наших дней сохранилась живопись фризов (в частности кисти Ганса Дюрера), мозаичная кладка полов, кассетные плафоны, нарядные изразцовые печи, богатая мебель, ценные картины и портреты. Великолепнейшим украшением палат Вавельского замка являются художественные настенные шпалеры (аррасы), изготовленные по заказу короля Зигмунта (Сигизмунда) II Августа, в количестве 356 штук, из которых до наших дней сохранилось только 136.

Вавельский кафедральный собор, стоящий также на вавельском холме, на территории замка, многократно перестраивался. Его древнейшей частью считается дороманская ротонда святого Феликса и Адаукта X века и недавно открытые фундаменты еще одного строения того же периода, остатки первого романского собора XI века и крипта святого Леонарда второго романского собора XII века. В XIV веке, во времена Казимежа Великого, был построен третий, готический собор, окруженный целым венком часовен (притворов), который стал местом коронации и усыпальницей польских королей. Вавельский кафедральный собор является трехнефной базиликой с трансептом и четвертым нефом, устроенным вокруг пресвитерия (амвит). В декоре кафедрального собора преобладает барочный стиль, хотя есть не мало произведений более ранних стилей. В главном нефе находится саркофаг-мавзолей се. Станислава с серебряным гробом работы Петра ван дер Реннен XVII века и готическая гробница Владислава Ягелло (Ягайло), XV века, резца Яна Чини. Произведение эпохи Ренессанса, капелла Сигизмунда I, сооруженная в 1519 - 1533 годах, в качестве главного обьекта, содержит надгробия Сигизмунда I Старого, работы Вартломео Береччи и Сигизмунда Августа - произведение Джованни Падуано (Джанмария Моска). В стиле ренессанса изготовлено также надгробие королевы Анны, работы Санти Гуччи.

Фромборк. Замки Польши

Фромборк (Фрауенбург) основан в 1278 году. В 1310 году получил городские права, и в течение нескольких столетий принадлежал Вармийскому капитулу.

Башня Коперника
Башня Коперника
Из числа исторических памятников во Фромборке сохранился величественный, готический кафедральный собор, построенный в 1329-1388 годах, а также башня второй половины XIV века с обсерваторией и квартирой Коперника. Исходя из соображений безопасности замок и собор представляли собой единую оборонительную систему, входившую в оборонительную цепь замков Тевтонского Ордена. Хотя непосредственное управление осуществлялось епископами Вармийского капитула, перенесшими в Фрауенбург кафедру из Браунсберга. Поскольку замок находился в стратегически важном районе, он поддерживался в хорошем состоянии. В XVI веке стены Фромборка были оснащены бойницами для применения огнестрельного оружия.

В 1466 году вместе со всей Вармией перешел во владение Польши. Начиная с 1510 года с небольшими перерывами до самой смерти, последовавшей в 1543 году, во Фромборке жил и работал Николай Коперник и здесь он написал свой достопамятный труд «Об обращении небесных сфер...». В 1973 году, в ознаменование 500-летней годовщины со дня рождения Коперника у входа в собор установлен ему памятник. Исторические сооружения и само положение на берегу Вислинского залива привели к тому, что Фромборк стал привлекательным центром туризма.

Замок Мариенбург. Замки Польши

К северу от устья Вислы, на правом берегу реки Ногат, крестоносцы Тевтонского Ордена начали в 1274 году постройку замка Мариенбург, и в 1276 году пожаловали городские права посаду, образовавшемуся у замка. В связи с переводом в 1309 году главной резиденции Великих Магистров Ордена из Венеции в Мариенбург(Мальборк), замок был значительно расширен. Прежний замок получил название Верхнего и был перестроен, а на месте посада был сооружен Центральный замок с огромной трапезной, а потом и Нижний замок. В 1330—1350 годах крестоносцы окружили замок и расположенные на берегу Ногата зернохранилища второй стеной. В конце XIV века между Верхним и Центральным замками был построен великолепный дворец Великих Магистров. Местная часовня была перестроена в главный собор Ордена, а через реку Ногат был наведён первый постоянный мост, который правда до нашего времени не сохранился, зато сохранились обе охранные башни прикрывавшие ворота ведущие от моста в замок. В итоге, Мальборк превратился в мощную, неприступную в те времена, крепость.

Для своей эпохи Мариенбург был поистине грандиознейшим сооружением, являвшим собой не только замок и крепость, а ставший воплощением власти ордена в Пруссии, его столицей и священным городом. В 1412 году один из известных гостей ордена Сир де Ланнуа, участвовавший в крестовых походах в Литву, посетив Мариенбург был буквально восхищён великолепием замка, его украшениями. Почти все украшения Мариенбурга были сделаны на библейские темы, но среди них встречались и изображения рыцарей. И конечно же в замке присутствовали изображения Девы Марии, которую орден считал своей покровительницей и в честь которой и был собственно назван замок. Сир де Ланнуа также отметил его прекрасную обороноспособность, ведь в замке имелось столько оружия и припасов, что гарнизон в тысячу человек, мог выдержать осаду в течение десяти лет.

В часовне святой Анны в Мариенбурге отпевали умерших и погибших рыцарей. Многие из них нашли упокоение на внутреннем рыцарском замковом кладбище, около часовни. Здесь же были похоронены погибший в битве при Грюнвальде гроссмейстер Ордена и другие его руководители, тела которых после битвы доставили в замок. Эти похороны состоялись в часовне святой Анны 19 июля 1410 года. В 1410 году крестоносцы, готовясь к обороне, сожгли посад. В 1456 году замок был занят польскими войсками.

Будучи присоединен в 1466 году к Польше, Мальборк стал столицей воеводства. После перехода в 1772 году к Пруссии, замок был отведен под казармы, склады и военные мастерские. Только немногочисленные интерьеры палат избегнули тогда уничтожения. После 1817 года начались работы по реконструкции замка. В 1945 году город и замок потерпели серьезный ущерб. Теперь, после восстановления, в палатах замка помещается музей. Замок, в качестве одной из исторических достопримечательностей, привлекает многих туристов.
В 1309 году Тевтонский орден принимает решение о переносе своей столицы. Официальной столицей ордена до этого момента считалась Акра. После того как, Акра снова перешла в руки мусульман столицей ордена временно располагалась в Венеции. К 1309 году в ордене приходят к мнению о создании центра управления в районе Пруссии и Литвы, поскольку они оставались единственными территориями, входившими в сферу влияния Тевтонского ордена. Новой столицей ордена было решено избрать Мариенбург (Мальборк). На первый взгляд могло показаться, что выбор новой столицы не слишком удачный. Мариенбург находился на западной границе владений ордена. Но, поскольку орден установил уверенный контроль над Помезанией, получалось, что Мариенбург располагался как раз в центре земель распространения влияния ордена.

Масштабные планы по организации крестовых походов на Восток, постепенно идут на убыль. Крестоносцы теперь озабочены более приземлённой задачей, а именно укрепление и расширение своих владений в Пруссии. На своих восточных границах орден по прежнему вступал в многочисленные военные конфликты с Литвой, следовательно, нуждался в укреплённой сети замков, чтобы не опасаться у себя в тылу, неожиданного удара польской армии. Мариенбург стал главным и связующим узлом этой замковой оборонительной сети.

Территориально Тевтонский орден подразделялся на комтурии, управление которыми возлагалось на командоров. Опорным центром каждого комтура служил один замок. После провозглашения Мариенбурга столицей, здесь стали проводиться ежегодные совещания Большого Совета ордена. В них участвовали командоры всех комтурий, а также представители монастырей, священники, сержанты, мастера германского и Ливонского отделений ордена. Большой Совет также проводил выборы главы ордена – гроссмейсера, главной резиденцией которого и являлся Мариенбург.
История. Падение Мариенбурга
Для обороны своих владений Тевтонский орден прибегал к услугам многочисленных наёмников. К середине XV века в Европе многие княжества, в том числе и орден нанимали чешских воинов, так называемых гуситов, которые считались одними из лучших. Содержание армии наёмников требовало значительных расходов, что привело в 1455 к полному опустошению казны 20-ти городов, среди которых был и Мариенбург. Город фактически лишился всех денег, отдав их на содержание своих защитников. Но и этих жертв на долго не хватило. Богемские наёмники стали повсеместно вступать в конфликты с офицерами ордена. Чтобы хоть как-то усмирить их недовольство, гроссмейстер даже разрешил присвоить им драгоценности Мариенбургской церкви.

И всё-же 16 августа 1456 года богемские наёмники начали предательские переговоры с королём Польши Казимиром IV. В 1457 году, ворота Мариенбурга, были открыты перед польским королём и его армией. Гроссмейстеру ордена удалось бежать и добраться до Кенигсберга. Завладев замком, поляки ещё 3 года не могли овладеть городом, коротый умело оборонялся. С падением Мариенбурга закончилась эпоха властвования Тевтонского ордена в Пруссии.

Замок Трацберг. Замки Австрии

Впервые в исторических документах замок Трацберг упоминается в XIII столетии, где ему отводиться роль приграничной крепости, охраняющий земли Тироля от посягательств соседей баварцев. Позднее Император Максимилиан I, стал останавливаться в замке во время охотничьих развлечений. Но в конце XV века старая крепость была уничтожена в огне пожара.
Император не стал вкладываться в восстановление замка, а совершил с богатым родом Таензельц весьма выгодный обмен, получив за полуразрушенную крепость серебряный рудник. В начале 1500 годов новые хозяева замка, перестроили его в стиле поздней готики. Особую изысканность придали Трацбергу украсившие его причудливые орнаменты из дерева, железа и даже мрамора.

В 1554 году замок приобрёл богатый купец из Аугсбурга Георг Риттер фон Илзунг. Он взялся за его расширение и изменение в модном тогда стиле Эпохи Возрождения. Результат этой работы сегодня представлен великолепным внутренним двором замка, и его красивыми салонами. В 1590 Трацберг стал собственностью влиятельного купеческого рода Фуггеров. При них в замке произошли дополнительные расширения, и появилось множество предметов интерьера составляющих экспозиции нынешнего музея.
Сменив ещё нескольких владельцев, в течение 150-ти лет, замок находился в заброшенном состоянии. В 1847 году Трацберг, стал частью имущества графов Энценберг, которым он принадлежит до сих пор. Благодаря заботе новых хозяев, замку был возвращён былой блеск, максимально передающий атмосферу XVI века. В настоящее время Трацберг является прекрасным культурным памятником не только Тироля, но и всей Австрии, ежегодно посещаемый множеством туристов.
Внутренний двор, оружейная и охотничьий зал.
К услугам гостей замка, предложены аудиогиды на нескольких языках (в настоящее время (конец 2011) «русский» к сожалению отсутствует). Сотрудники музея, переодетые в исторические костюмы, помогают посетителям подробно ознакомиться с помещениями замка, проводя их по Охотничьему Залу, Залу Фуггеров, Женскому Залу и Оружейным Палатам. Вечерние экскурсии, часто дополняются стилизованным под средневековье ужином в ресторане замка «Шлоссвирт Тратцберг».
Автор фото: