Геворк Башинджагян. Армянская живопись

Жизнь и деятельность выдающегося армянского художника Геворка Башинджагяна, основоположника реалистического пейзажа в армянской живописи, развивались на рубеже двух эпох: начав свой творческий путь еще в 80-е годы прошлого века, он завершает его уже в советское время. В его творческой судьбе отразились и связь двух времен, и их различия. Период рубежа XIX и XX веков, на который приходится начало и расцвет творчества художника, оставил особый след в истории армянской культуры. Эпоха, исторически переходная, несла в себе задатки будущего, знаменовала возможность национального возрождения, укрепления духовного самосознания нации, пробуждения созидательных сил в надежде на коренные социальные преобразования. Именно в эти годы в армянскую культуру вступает новое творческое поколение. Наследуя социально-прогрессивные, демократические, патриотические идеи своих предшественников, поколение 1890-х — 1900-х годов— «поколение рубежа» — выводит национальную художественную культуру на уровень искусства нового времени.
С именем Геворка Башинджагяна связано становление и развитие пейзажной живописи в армянском искусстве. Впитывая импульсы, идущие от многих новых явлений жизни, Башинджагян создавал огромную, богатую панораму пейзажей родного края. Так художник участвовал в формировании не только культурного лица армянского народа, но и в какой-то мере духовной атмосферы эпохи. «Наше поколение восторгалось его произведениями, и мы не пропускали выставок его картин», — напишет позже замечательный поэт Армении Аветик Исаакян. В те годы живопись все чаще становилась явлением, вызывавшим широкий и достаточно острый резонанс. Деятельность Башинджагяна — одного из первых профессиональных живописцев на Кавказе на рубеже веков — способствовала повышению гражданского авторитета человека искусства, пониманию общественного предназначения его труда.
Страна детства и ранней юности — Грузия,
страна учения и первых шагов художественного становления — Россия,
страна глубокой сыновней привязанности — Армения,
— все они оставили необычайно интенсивный отпечаток в душевном строе личности художника, в его творческом воображении, сделали его отзывчивым к духовным и интеллектуальным ценностям каждой из этих национальных культур. Башинджагян открыл для себя пейзаж родной страны не только как тему, но и как эстетическую проблему.

70—90-х годов прошлого века. Примерно в эти же годы пробуждается интерес к пластическому воспроизведению родной природы и в более молодых национальных живописных школах, и здесь этот интерес также постоянно и тесно сплетается с мыслями о судьбе народа. В общем процессе становления культурного самосознания нации роль пейзажа, его своеобразное место становятся порою ничем не заменимыми: пейзаж позволял говорить о многом без траты слов.
В армянском изобразительном искусстве, вплоть до последнего десятилетия прошлого века, не было живописца, который мог бы поднять искусство пейзажа на высоту суверенной эстетической ценности: он бытовал чаще всего в качестве сопутствующего декоративного мотива в жанровой картине или портрете. Башинджагян снял рамки этой условности. Художник, много и увлеченно учившийся и артистически усвоив¬ший те пластические достижения предшественников и современников, которые были ему внутренне близки, увидел в искусстве пейзажа огромные выразительные возможности.
Многое из того, что он создал и что составило содержательные и стилевые особенности его полотен, было сделано в армянской жи¬вописи впервые.
Разрабатывая пейзаж как жанр, художник годами последовательно шел к воплощению своей концепции пейзажа-картины. «Большой пейзаж», крупная пейзажная форма в армянской живописи явились завоеваниями его кисти. Широко и вольно выбранный, масштабно очерченный круг обозрения, высокая точка, с которой ведется охват ландшафта и выявление колористических оттенков всех его планов, панорамный взгляд на медленно разворачивающееся и как бы расширяющееся пространство земли и неба были его открытием. Одним из первых художник воплотил восприятие пейзажа не как интимного лишь, локального мотива пресловутого «уголка природы», а как события™ события жизни природы и события личностного художнического ее ощущения.
Он привил древу армянской изобразительной традиции мировой опыт пейзажной живописи: ясно выраженную эмоциональную тональность, лирическое, драматическое или эпическое звучание; интерес к временным, меняющимся состояниям природы: ранней, зыбкой весне или позднему, умиротворенному теплом лету; беспокойным, предгрозовым закатам или затихшей картинности южной ночи; дню пасмурному или дню сияющему.
Эпичность мотивов возникает в полотнах Башинджагяна с самых ранних этапов. Впервые именно в его живописи двуглавая вершина Арарата и синь Севана становятся символами потерянной и обретенной родной земли. Величественный Арагац с его зубчатым контуром, могучий Казбек, романтический Дарьял, ущелья Санаина и Ди-лижана — масштабность этих явлений природы не просто увлекала, она подымала до себя молодого художника. И естественно исключала случайность и дробность сюжетов. Но его внимание привлекает также изменчивость того, что «текуче» в природе: сама атмосфера, испарения земли, соотношение ритмов беспокойного облачного неба и водной глади, неподвижности или игры воздуха, света и тени — увиденных, однако, романтически крупно, значительно. Достижения зрелых лет уже непосредственно ведут к утверждению эпического пейзажа в армянской живописи, к созданию целостного, объемного пейзажного образа — в некоторых случаях его можно назвать «совокупным» пейзажем Армении. Поэтому, вероятно, Башинджагян интересен нам сегодня не только стилевыми особенностями письма, а общей, глубинной концепцией отношения к природе, самой философией художнического взгляда на окружающий природный мир. Это дает возможность проследить непрерывность традиций в армянском изобразительном искусстве, при всем присущем ему разнообразии не только индивидуальных манер, но и целых стилевых систем. И младшие современники Башинджагяна, работавшие в иной, импрессионистской или декоративистской манере, и многие пейзажисты советского времени, так не похожие на него, не только с восхищением отзывались о чисто пластических достоинствах полотен художника, об их тональной валерности, о прославленном «прозрачном» мазке. Их внимание останавливали глубинные свойства этой живописи. Цельность мироощущения — так определяют это впечатление художники сегодняшнего дня. Вплоть до открытой, звучной панорамности пейзажей Сарьяна, а затем и до «пейзажной саги» об армянской деревне Минаса Аветисяна прослеживается диалектическое развитие этой традиции. Она заложена, по-видимому, в самом корне — в понимании сути жизни как сопричастности, «сопри-родности» человека самой природе. В таком отношении к пейзажу родины, которое естественно сплавляет принцип верности натуре с возможностью поэтического «отлета» от нее; сыновнего внимания к малейшим, казалось бы, самым будничным приметам, штрихам, особенностям народного бытования на древней земле — с органическим ощущением возвышенной эпичности лица этой земли.
И, может быть, не случайно с именем Геворка Башинджагяна современные исследователи армянского искусства связывают и «зарождение нового этапа в развитии армянской живописи», и то свойство устойчивости профессиональной традиции, которое и сегодня привлекает внимание зрителей на выставках армянского искусства. Каждое время расставляет свои акценты. Когда-то, на рубеже веков, Ованес Туманян посвятил Геворку Башинджагяну стихи: Поистине, душою исполин Ты, охвативший мощь родных вершин, Задумчиво застывших под луной, И блеск реки, вскипающей волной, И звездное сияние небес, И сонный сумрак, скрывший все окрест, Гляжу — немым покоем ночь полна... В моей душе такая ж тишина.
Но значение живописи художника шагнуло дальше его века. Это понял и Мартирос Сарьян: в 1957 году прозвучало и его слово. «Геворк Башинджагян — замечательный поэт Кавказа, — писал он, — певец Арарата, Казбека, Севана. Он чувствовал величие гор, ущелий, долин, создав ряд вдохновенных полотен».
Во всех случаях остается урок художника, патриота и гуманиста, бесконечно любившего природу родной земли и завещавшего нам эту любовь в наследство. Так же как на заре нового века, так и в наше время творчество художника продолжает утверждать достоинства искусства «высокой пластики», его облагораживающее воздействие на человека.
Иллюстрации

Тропа в поле.jpg
Тропа в поле
Стога сена. Этюд.jpg
Стога сена. Этюд
Солнце в полдень 1919.jpg
Солнце в полдень 1919
Сиван в полночь.jpg
Сиван в полночь
Сельский вид, 1898.jpg
Сельский вид, 1898
Севан при восходе солнца 1894.jpg
Севан при восходе солнца 1894
Севан 1903.jpg
Севан 1903
Санаинское ущелье. Государственная картинная галерея Армении.jpg
Санаинское ущелье. Государственная картинная галерея Армении
Река в ущелье. Лунная ночь 35x23.5.jpg
Река в ущелье. Лунная ночь 35x23.5
Ранняя весна 1890 Х М 44x62 Государственная картинная галерея Армении.jpg
Ранняя весна 1890 Х М 44x62 Государственная картинная галерея Армении
Портрет неизвестного, 1878.jpg
Портрет неизвестного, 1878
Порт в Батуми при луне 1900-е.jpg
Порт в Батуми при луне 1900-е
Пейзаж с соснами 1907.jpg
Пейзаж с соснами 1907
Пейзаж 1890.jpg
Пейзаж 1890
Остров и озеро Севан ночью 1884 Х М 28.7x39.5 Государственная картинная галерея Армении.jpg
Остров и озеро Севан ночью 1884 Х М 28.7x39.5 Государственная картинная галерея Армении
Осень. Берёза 1917.jpg
Осень. Берёза 1917
Озеро Севан.jpg
Озеро Севан
Озеро Севан в лунном свете. 1915 64 х 118.jpg
Озеро Севан в лунном свете.
Озеро Севан в летний день. 1903 Холст масло 58 x 80.jpg
Озеро Севан в летний день. 1903 Холст масло 58 x 80
Озеро Севан в дождливый день 1899 г.jpg
Озеро Севан в дождливый день 1899 г
Озеро Севан 1911.jpg
Озеро Севан 1911
Ночная Кура.jpg
Ночная Кура
Натюрморт.jpg
Натюрморт
Натюрморт с непогашеной сигаретой.jpg
Натюрморт с непогашеной сигаретой
На озере Севан.jpg
На озере Севан
Крымский берег Черного моря 1894.jpg
Крымский берег Черного моря 1894
Крепостная стена. Ани.jpg
Крепостная стена. Ани
Камни на реке Алгетке.jpg
Камни на реке Алгетке
Казбек 1895.jpg
Казбек 1895
Зимний этюд.jpg
Зимний этюд

Зимний пейзаж. 1897.jpg
Зимний пейзаж. 1897
Зимний пейзаж с сосной 1917.jpg
Зимний пейзаж с сосной 1917
Зимнее утро 1909.jpg
Зимнее утро 1909
Зеленый остров. 1916 Х М 77 х 115.5.jpg
Зеленый остров. 1916 Х М 77 х 115.5
Заснеженный лес 1917.jpg
Заснеженный лес 1917
Дорога на Дилижан 1895.jpg
Дорога на Дилижан 1895
Дорога к горе Арарат.jpg
Дорога к горе Арарат
Домик Хачатара Абовяна в Канакере 1884.jpg
Домик Хачатара Абовяна в Канакере 1884
Дерево в лесу. Зимний пейзаж..jpg
Дерево в лесу. Зимний пейзаж.
Дарьяльское ущелье 1916.jpg
Дарьяльское ущелье 1916
Дарьяльское ущелье 1897 106x80 Холст; масло.jpg
Дарьяльское ущелье 1897 106x80 Холст; масло
Горный пейзаж.jpg
Горный пейзаж
Горный пейзаж. 1.jpg
Горный пейзаж
Вид на гору Казбек 1914 Холст масло 65 х 110 (2).jpg
Вид на гору Казбек 1914 Холст масло 65 х 110
Березы 1886.jpg
Березы 1886
Березовая роща 1883.jpg
Березовая роща 1883
Берег моря 1896 Холст масло 35 x 53.jpg
Берег моря 1896 Холст масло 35 x 53
Батуми в лунную ночь. Государственная картинная галерея Армении.jpg
Батуми в лунную ночь. Государственная картинная галерея Армении
Армянское село на рассвете.jpg
Армянское село на рассвете
Арарат и река Аракс. Государственная картинная галерея Армении.jpg
Арарат и река Аракс. Государственная картинная галерея Армении
Арарат 1912.jpg
Арарат 1912
Ани, Кафедральный собор 1901.jpg
Ани, Кафедральный собор 1901
Аллея в лесу. 1894.jpg
Аллея в лесу. 1894
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 



Комментариев нет:

Отправить комментарий